Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Секреты фирм узаконят


Ольга Проскурина
Источник: Ведомости

Сенаторы одобрили законопроект о коммерческой тайне, отклоненный по формальным основаниям в прошлом году. Корпоративные юристы надеются, что теперь секреты их клиентов будут наконец хоть как-то защищены. До сих пор

Сенаторы одобрили законопроект о коммерческой тайне, отклоненный по формальным основаниям в прошлом году. Корпоративные юристы надеются, что теперь секреты их клиентов будут наконец хоть как-то защищены. До сих пор компаниям приходилось идти на различные ухищрения, чтобы убедить своих сотрудников хранить тайны фирмы, а взыскать убытки с конкурентов было невозможно.

Проблему защиты коммерческой тайны российские компании до сих пор решают без помощи закона. Единственный документ, регулирующий ее использование, постановление правительства РСФСР № 35 от 5 декабря 1991 г. Оно содержит перечень сведений, которые нельзя засекречивать (например, о загрязнении окружающей среды, задолженностях по зарплате, платежеспособности предприятия и т. д). В прошлом году правительство внесло в Госдуму проект закона “О коммерческой тайне”, который позволял относить к коммерческой тайне “научно-техническую, технологическую, производственную и финансово-экономическую информацию” (в том числе ноу-хау), “имеющую коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам”. Документ также возлагал ответственность на представителей госорганов, разгласивших чужую коммерческую тайну. Работникам по законопроекту следует хранить молчание о секретах бывшего работодателя в течение трех лет после окончания трудового договора.

Госдума одобрила проект закона год назад, однако в ноябре Совет Федерации отправил его на доработку согласительной комиссии. Сенаторов, в частности, не устроило, что документ ограничивал сумму возмещения ущерба от разглашения коммерческой тайны (от 50 до 50 000 МРОТ). По новой редакции проекта компенсации подлежит вся сумма доказанного в суде ущерба. Вчера Совет Федерации принял закон.

По словам председателя комитета по промышленной политике Валентина Завадникова, недоработки в нем все же остались - например, не прописан механизм обеспечения коммерческой тайны после окончания трудового договора. Но в целом закон “позволит привести институт коммерческой тайны в соответствие с принятыми на Западе требованиями”, уверен Завадников.

В отсутствие закона о коммерческой тайне компании защищают ее, как правило, внося соответствующие пункты в трудовые договоры или подписывая с сотрудниками соглашения о конфиденциальности.

“Проблем [с утечкой информации] пока не возникало”, - говорит пресс-секретарь Volkswagen в России Андрей Гордасевич.

“Но когда опытные сотрудники уходят к конкурентам, мы бессильны [защищать наши коммерческие секреты]”, - сетует Сергей Смирнов, председатель совета директоров компаний SmirnovDesign и SmirnovTechnologies, занимающихся промышленным дизайном. Поскольку конструкторы и дизайнеры знают, как будет выглядеть новый товар до того, как его запатентует производитель, Смирнов заключает соглашения о конфиденциальности и с сотрудниками, и с клиентами.

Кроме того, его сотрудники не могут уволиться из компании до завершения проекта. А сотовый оператор МТС, по словам пресс-секретаря Павла Нефедова, для защиты коммерческой тайны использует компьютерную систему доступа к разным данным для разных категорий сотрудников. В этой связи Нефедов не стал комментировать прошлогодний инцидент с пиратским тиражированием базы данных абонентов МТС. Тогда представители компании выдвигали версию о причастности к утечке информации спецслужб.

Юристы считают, что после вступления в силу закона о коммерческой тайне степень защиты корпоративных секретов в России возрастет. “Пока у нас действует только перечень сведений, которые нельзя относить к коммерческой тайне, возникает возможность вольно толковать само ее понятие”, - говорит партнер фирмы “ЮСТ” Алексей Попов.

Впрочем, он не припоминает случаев, когда госорганы злоупотребили бы подобными толкованиями в интересах конкурентов. Партнер юридической фирмы “Вегас Лекс” Альберт Еганян радуется, что новый закон позволит предпринимателям, пострадавшим от перехода своих секретов в руки конкурентов, требовать возмещения убытков от последних через арбитраж. Сейчас ответственность за утечку информации можно возложить лишь на сотрудников компаний, разгласивших тайну, хотя реальный ущерб наносят те, кто этой тайной воспользовался, поясняет Еганян, при этом дела рассматриваются в судах общей юрисдикции, которые обычно занимают сторону работников, а не работодателей.

Ольга Проскурина

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru