Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Модное слово “стратегия“


Леонид Ардалионов
Источник: Psycho.ru

У российских бизнесменов новое увлечение - дирекции по стратегическому развитию и отделы стратегического маркетинга плодятся как грибы после дождя. Кажется, еще чуть-чуть, и по их количество на душу населения Россия

У российских бизнесменов новое увлечение - дирекции по стратегическому развитию и отделы стратегического маркетинга плодятся как грибы после дождя. Кажется, еще чуть-чуть, и по их количество на душу населения Россия займет лидирующие позиции в мире. Однако "новорожденные" явно не могут найти свое место под солнцем. Есть два вопроса, на которые им ответить очень трудно, а признаться в том, что ответить не получается - страшно: "Что такое стратегия развития?" и "зачем она нужна?"

Начнем со второго вопроса, так как он гораздо более принципиален.

Судя по всему, этап стихийного развития российского бизнеса либо закончился, либо близится к завершению: собственность обрела своих хозяев, ситуация на внутренних рынках стала более - менее прогнозируемой, большинство компаний построили (хотя бы в первом приближении) относительно разумные системы управления и внутреннего учета. И тут стало очевидно, что топтание на месте - это самый дорогой процесс не только в науке, но и в бизнесе. Нужно развиваться. Но куда и как? Значит, нужна стратегия развития.

Подобная логическая цепочка кажется безупречной лишь на первый взгляд. В ней пропущено чрезвычайно важное звено: а чего хочет от бизнеса собственник? И простейший ответ - прибыли, прибыли и еще раз прибыли - не всегда оказывается верным. На уровне палатки с оптового рынка, вероятно, так и есть. Но даже на уровне бизнеса "средней руки" ожидания собственников, как показывает опыт, могут существенно расширять рамки классической политэкономии. Сфера интересов начинает включать в себя вопросы стоимости бизнеса, создания нового вида продукции или торговой марки, которая стала бы со временем не менее известна и престижна, чем Mersedes Benz.

И тогда становится ясным и вопрос "Что такое стратегия развития?" Это путь от затаенных надежд собственника к действиям по их реализации. Здесь есть большое искушение создать четкий план - график действий, абсолютно непогрешимый и не нуждающийся в корректировках. Сделать это, правда, никому и никогда не удавалось. Жизнеспособная стратегия - это последовательность этапов, которые предстоит пройти, чтобы достичь поставленных целей. И вот о чем здесь надо помнить.

Во-первых, приоритеты. Древняя восточная мудрость гласит, что раздвоенной иглой нельзя сшить ткань (русский вариант - пословица о двух зайцах). Цели и задачи должны быть упорядочены: сначала нужно постараться достичь того-то и того-то, потом, если останутся силы и возможности, того-то и того-то, ну, и если "есть еще порох в пороховницах", то тогда уж этого и вот этого. Многие финансово-промышленные группы, сделавшие резкий рывок в середине 1990-х годов, существенно ослабли в конце десятилетия, когда попытались развивать несколько направлений одновременно. Все эти направления были перспективными. Но управлять всеми сразу не получалось. Сейчас это вспоминаешь, наблюдая очередной этап строительства российских холдингов.

Во-вторых, ресурсы: деньги, время, люди. Всех трех, как правило, не хватает. Оценить точные потребности - почти невыполнимая задача. Каков же выход? Просчитывать несколько вариантов развития событий и всегда планировать существенный запас. Топ-менеджер одной крупной и активно развивающейся московской компании, работающей в сфере "быстрого питания", как-то признался, что 20-процентная точность выполнения планов означает для него 100-процентное попадание "в яблочко".

В - третьих, гигантомания. К цели надо идти максимально мелкими шажками, чтобы всегда иметь возможность вовремя остановиться (хотя бы для того, чтобы понять, а правильной ли дорогой идем?). Обратите внимание, как действуют успешные торговые сети - сначала открывается один магазин, на нем I отрабатывается формат, и только потом модель начинает штамповаться.

Разумеется, в рамках небольшой статьи невозможно перечислить все подводные камни разработки стратегии развития - ведь это чрезвычайно сложная и трудоемкая задача. Видимо, поэтому отделы стратегического развития пока бездействуют. Но развиваться наугад опасный аттракцион, и "спящий должен проснуться". Кто будет первым?

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru