Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Увольнение руководителя организации


Сергей Крикунов, юрисконсульт
Источник: Работа и зарплата

Говоря о прекращении трудового договора, мы, как правило, имеем в виду увольнение рядового сотрудника. Однако в настоящее время подавляющее большинство организаций являются коммерческими (ООО, ОАО, ЗАО и т. п.) и имеют

Говоря о прекращении трудового договора, мы, как правило, имеем в виду увольнение рядового сотрудника. Однако в настоящее время подавляющее большинство организаций являются коммерческими (ООО, ОАО, ЗАО и т. п.) и имеют в своем составе руководителя высшего звена, который также является наемным работником. Но в отличие от остальных сотрудников его увольнение имеет свои особенности.

Было бы преувеличением заявлять об однозначности порядка смены руководителя предприятия. В этом случае придется решить ряд вопросов, основные из которых сводятся к следующему. На каком основании должно происходить увольнение генерального директора? Какими документами оформлять увольнение? Какими документами оформлять назначение нового генерального директора? С какого момента новый генеральный директор считается вступившим в должность, а прежний — уволенным? Какова ответственность руководителей предприятия?

Согласно ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) увольнением признается прекращение работником всех своих трудовых функций, предусмотренных соответствующим договором и должностной инструкцией, оформленное в установленном законом порядке. Днем увольнения во всех случаях является последний день службы. Основания прекращения трудового договора, которые распространяются на весь персонал предприятия, включая его руководителя, определены в гл. 13 ТК РФ. Однако в ст. 278 ТК РФ в отношении руководителя предусмотрены дополнительные основания: в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве); в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном расторжении трудового договора; по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Обратим внимание на последний пункт. В трудовом договоре могут быть оговорены дополнительные основания для увольнения помимо тех, что установлены законодательством.
Взаимоотношения руководителя предприятия с работодателем регулируются ТК РФ, учредительными документами и трудовым договором. Первичным документом, на основании которого происходит увольнение такого начальника, является протокол общего собрания учредителей (акционеров) общества (при количестве двух и более учредителей) либо решение единственного участника общества (при одном учредителе). В этом документе должен быть обозначен вопрос об освобождении данного работника от исполнения своих обязанностей. Вторым документом является приказ об увольнении, который подписывают учредители во исполнение общего решения. Для избежания негативных юридических последствий уходящему руководителю следует поставить на нем свою подпись с обязательным указанием о факте и дате его уведомления. Решение о назначении на должность нового начальника может быть отражено в тех же документах, что и решение об освобождении от занимаемой должности прежнего, либо оформлено отдельным распоряжением по предприятию.

Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года (далее — Закон) установлено наличие в государственном реестре определенных сведений должностного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического. А поскольку таким лицом является его руководитель, при его смене в государственный реестр нужно внести соответствующие изменения. Порядок этого указан в ст. 18 Закона и сводится к следующему. Государственную регистрацию изменений осуществляет регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица; данное положение означает, что подавать документы необходимо в налоговую инспекцию, под юрисдикцию которой подпадает юридический адрес предприятия (где организация стоит на учете). Документы в регистрирующий орган представляет уполномоченное лицо непосредственно или почтовым отправлением с объявленной ценностью при его отсылке и описью вложения; это может быть прежний руководитель предприятия либо лицо, действующее по доверенности (например, новый генеральный директор). Подпись заявителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена; для этого нотариусу необходимо представить документы: устав (заверенный налоговой инспекцией либо зарегистрированный регистрационной палатой); свидетельство о внесении записи о предприятии в единый государственный реестр юридических лиц; свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН); протокол (решение) о назначении на должность (если заявителем выступает прежний руководитель) или доверенность (если заявитель — новый руководитель). Датой представления документов на государственную регистрацию является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдают расписку в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом; по этому документу он впоследствии будет получать свидетельство о внесении записи в государственный реестр. Государственную регистрацию осуществляют в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Документом, подаваемым в регистрирующий орган в соответствии со ст. 17 Закона, является заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством РФ. Тем не менее многие налоговые инспекции дополнительно требуют протокол (решение) об освобождении от исполнения обязанностей прежнего руководителя и о назначении нового, а также доверенность на уполномоченное лицо. Однако исходя из положений ст. 9, 17 и 18 Закона данное требование неправомочно.

В течение трех дней с момента изменения данных руководителя (при его смене) организация обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения, то есть уполномоченный представитель предприятия должен подать заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице. Датой, с которой следует исчислять указанный срок, является следующее число после дня подписания протокола (решения). В случае непредставления сведений, необходимых для включения в реестр, или несвоевременного их представления, или представления недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательством.

Перечисленные правонарушения в соответствии с п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ. (На моей памяти налоговый орган ни разу не прибег к применению санкции в виде предупреждения, хотя закон это предусматривает.)

Основными лицами, на которые налагают административные санкции и которые могут быть привлечены к уголовной ответственности, являются руководитель предприятия и главный бухгалтер. Соответственно, возникает вопрос: когда прежний руководитель считается освобожденным от своих обязанностей и, как следствие, от ответственности?

Еще раз подчеркнем: несмотря на то что в соответствии со ст. 77 ТК РФ днем увольнения работника признают последний день его службы, в силу ст. 274 ТК РФ бывает предусмотрено иное. Например, в договоре днем увольнения руководителя может быть определен день передачи дел предприятия с подписанием акта приема передачи и фактического вступления в должность нового начальника. Это означает, что даже после подписания протокола (решения) и приказа прежний считается еще не уволенным.

Из положений Закона следует, что де-юре новый руководитель считается вступившим в должность (а прежний — уволенным) лишь с даты внесения соответствующей записи в государственный реестр (то есть со дня регистрации этих изменений, не связанных с внесением в учредительные документы). Следовательно, прежнего начальника освобождают, а на нового возлагают ответственность юридически с даты внесения записи в государственный реестр, а фактически — в последний день работы прежнего руководителя (если иное не предусмотрено трудовым договором). Для нормальной работы нового должностного лица необходимо представить сведения на него во внебюджетные фонды и уведомить банк, обслуживающий предприятие.

Федеральный закон № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года не определяет сроков уведомления об изменении руководителя организации. Однако, как показывает практика, специалисты Пенсионного фонда требуют от предприятия (страхователя) сообщать в территориальные органы страховщика по месту регистрации сведения о таких изменениях в пятидневный срок со дня их внесения. Хотя эта норма является спорной, во избежание судебной тяжбы организации следует ее придерживаться. Органы Пенсионного фонда обычно требуют следующие документы: уведомление в произвольной форме, в котором указывают изменения и дату их регистрации; нотариально заверенную копию свидетельства о внесении записи в государственный реестр; копию протокола (решения) об освобождении от исполнения обязанностей прежнего руководителя и о назначении нового, заверенную печатью предприятия.

Срок уведомления об изменении руководителя на предприятии применительно к внебюджетному Фонду обязательного медицинского страхования законодательно не определен, однако его специалисты требуют подавать указанные сведения в течение 30 дней, мотивируя это локальными нормативными актами, которые для ознакомления не представляют. Порядок регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ), утвержденный Постановлением ФСС РФ № 119 от 4 декабря 2000 года, устанавливает обязанность таких лиц письменно сообщить в исполнительный орган ФСС РФ по месту регистрации об изменении наименования (обособленного подразделения) и других сведений, представляемых при регистрации, в течение месяца. К другим сведениям специалисты ФСС РФ и относят данные на руководителя предприятия и его главного бухгалтера.

Требования банков к организациям при смене руководителей различны, но в любом случае в обязательном порядке должны быть представлены следующие бумаги: копия протокола (решения) о назначении на должность нового руководителя, заверенная печатью организации и подписью нового руководителя; нотариально заверенная копия устава и учредительного договора (при его наличии); нотариально заверенное свидетельство о внесении записи в государственный реестр; банковская карточка с нотариально удостоверенной подписью нового руководителя.

Многие предприятия считают подписание протокола (решения) единственным документом, необходимым для смены руководителя, однако, как было показано, подобная точка зрения совершенно неверна. Кроме того, в процессе составления документов порой обнаруживаются подводные камни, предвидеть и обойти которые крайне сложно. Поэтому для бесперебойной работы предприятия можно рекомендовать обращаться к специалистам. Зная требования законов и чиновников, они сумеют защитить ваши интересы и дать гарантию юридической чистоты проведенной работы.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru