Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

ILF и Петровы


Марина Божко
Источник: Секрет фирмы

Необходимость дополнить штатное расписание собственным юристом гораздо больше зависит от видов деятельности компании, чем от ее размера. Но, даже наняв десяток специалистов, некоторые вопросы придется отдавать на откуп

Необходимость дополнить штатное расписание собственным юристом гораздо больше зависит от видов деятельности компании, чем от ее размера. Но, даже наняв десяток специалистов, некоторые вопросы придется отдавать на откуп юридическим фирмам.

Чужие здесь не ходят
В работе любой компании возникает необходимость проверки договоров, составления претензий к поставщикам и контрагентам, оформления внутренних документов (в том числе приказов и писем) и трудовых отношений с сотрудниками. Всем этим практически невозможно заниматься без привлечения достаточно квалифицированного юриста. «Способного решать эти вопросы более-менее самостоятельного специалиста можно найти на рынке труда за $700–900»,– говорит директор департамента юридического консалтинга «Юниаструм консалтинг» Алексей Даутов. Если требования к юристу опустить, то, как утверждает партнер компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин, «компьютер, за которым он будет работать, обойдется компании дороже. Найти юриста за $400 сейчас не проблема, вопрос в квалификации. Нас штурмуют люди, готовые работать бесплатно, ради практики». Ежемесячная зарплата компетентного специалиста с опытом, по оценке господина Тутыхина, варьируется в районе $2 тыс.

Однако ответ на вопрос, ввести ли в штат компании собственного специалиста по правовым вопросам или обратиться к услугам посторонних консультантов, не всегда однозначен. Вопреки расхожему мнению, размер и оборот компании не влияют на необходимость иметь собственного специалиста или на расширение соответствующего подразделения. Так, если фирма занимается однотипной деятельностью, например, перепродает крупные партии одного и того же товара по стандартизованным договорам, юридическая поддержка ей вряд ли нужна. «Зачастую в крупных торговых компаниях, эксклюзивных дилерах западных товаров, на всю общероссийскую сеть два юриста»,– говорит генеральный директор ЮК Legas Сергей Айрапетов. Вместе с тем даже небольшая компания с разноплановой экономической деятельностью не может обойтись без большого юридического департамента. Касается это и предприятий малого бизнеса, которые сталкиваются с претензиями потребителей. Хотя в целом, по словам Валерия Тутыхина, «малыши» успешно обходятся и без штатных специалистов: «Время от времени они обращаются за советами к знакомым юристам или делят одного между несколькими компаниями».

Помощь со стороны
Вне зависимости от квалификации и размера юридического подразделения в жизни любой компании возникает необходимость обращения к внешним консультантам. Главное преимущество юридических фирм перед штатными юристами – широкий спектр специалистов узкого профиля.

В первую очередь на откуп внешним юристам эксперты советуют отдавать вопросы построения и реорганизации активов компании, консультации по первичному размещению акций, проверку юридической документации по сделкам слияний и поглощений. В последнем случае привлечение неизбежно, учитывая тяжесть оформления огромного количества документации и сам процесс ведения переговоров. «Львиная доля потери бизнеса приходится на то, что руководство в свое время пожалело средств или не придало значения важности привлечения специалистов, надеясь обойтись силами своих юристов»,– говорит Алексей Даутов.

Внешние юристы, как правило, качественнее выполняют консалтинговые проекты, регистрируют права на товарные знаки, представляют интересы в судах по важным и ответственным проектам, в том числе по налоговым спорам.

Зарубежный акцент
В отличие от российских компаний, международные юридические фирмы сочетают местный и международный опыт и имеют возможность привлекать специалистов из других офисов, что необходимо при работе в разных странах. Традиционно специализацией международных фирм является первичное размещение акций, сделки M&A, а также вопросы, требующие знания зарубежной практики (внешнеторговые контракты, арбитраж за рубежом).

В ходе подготовки к IPO причина большей компетенции западных юристов кроется в особенностях размещения ценных бумаг эмитентом на западных фондовых рынках – они требуют обязательного привлечения консультантов той страны, на фондовом рынке которой планируется размещение. Несоблюдение нюансов может повлечь серьезную ответственность эмитента, руководства компании и участвующих в сделке консультантов. «Четкая структура компании необходима за два-три года до выхода на IPO»,– отмечает управляющий партнер компании DLA Piper Rudnick Gray Cary по СНГ Константин Лузиньян-Рижинашвили.

Участие международных компаний (на юридическом сленге их называют «ильфами» – по аббревиатуре ILF, international law firm) также может быть обязательным требованием при сделках M&A. По словам Лузиньяна-Рижинашвили, иностранные юристы могут потребоваться в случае, если сделка происходит между российскими предприятиями, но активы одного из них находятся, например, в офшорных британских зонах. Сложно обойтись без помощи зарубежных юристов и в проектах по созданию СП, дистрибуторских сетей, а также открытии представительств в других странах.

Кассовый отбор
Руководствоваться при выборе юридической компании стоит уровнем требований, которые предъявляются к специалистам такого уровня. «Важно, как юрист поведет себя в форс-мажорных обстоятельствах, какой объем ответственности он возьмет на себя»,– считает Алексей Даутов.

Большинство фирм специализируется либо на судебной поддержке, либо на регистрации, либо на сделках с недвижимостью и т. д. В числе критериев, на которые стоит обратить внимание,– время нахождения на рынке, величина штата (должны присутствовать специалисты разного профиля, в том числе в области финансов и аудита), скорость реагирования на запрос. Стоит учесть и рекомендации руководителей юридических служб других компаний, а также аудиторов, инвестиционных банкиров и консультантов.

Когда речь идет об «узком профиле», консалтинговая компания должна иметь громкое имя в этой области либо, например, работать в непосредственном контакте с теми госорганами, через которые проходит решение вопросов.

При выборе консультантов, прежде всего западных, могут оказаться полезными каталоги юридических фирм Martindale, Legal500, Chambers Global, PLC Which Lawyer, Legal Experts. Однако, как отмечает Констатин Лузиньян-Рижинашвили, публикуемые в них данные далеко не всегда являются объективными – их скорее стоит использовать как дополнительный источник информации. «Что касается российских аналогов, то пока они далеки от действительного положения дел»,– добавляет он.

Защита часов
По данным опроса юридических служб крупнейших российских компаний, проведенного «Интерросом», в 2004 году размер общих расходов на внешних юридических консультантов у двух третей таких компаний превысил $1 млн. При этом примерно четверть опрошенных потратили на приобретение юридических услуг $5 млн и более. Во многом немалые расходы объясняются уровнем приглашаемых специалистов, хотя в целом стоимость услуг обычно формируется одинаково: из суммы пошлин, расходов и процента исполнителя за решение типовой задачи.

В среднем лидеры юридического рынка оказывают услуги из расчета от $150–200 в час. При этом ставки значительно разнятся в зависимости от должности работающего над проектом юриста. Так, в западных компаниях сотрудники младшего и среднего звена берут до $200, опытные консультанты до $400, партнеры до $700–800. В российских компаниях час работы опытного советника стоит до $200, партнера до $400–500. Как правило, поясняет Сергей Айрапетов, большую часть типичного проекта выполняют сотрудники младшего и среднего звена, а несколько часов тратятся партнерами на выработку стратегии и проверку.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru