Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Расчет стоимости знаний


Дэвид Уэттен, профессор Калифорнийского государственного университета
Источник: Elitarium.ru

Рыночная стоимость компании отражает не только ее материальные, но и нематериальные активы, т.е. знания. Стоимость накопленных знаний, интеллектуальной собственности и навыков можно рассчитать, как и стоимость бренда

Рыночная стоимость компании отражает не только ее материальные, но и нематериальные активы, т.е. знания. Стоимость накопленных знаний, интеллектуальной собственности и навыков можно рассчитать, как и стоимость бренда компании, по предлагаемой здесь методике.

Поскольку общепринятой методики расчета стоимости интеллектуальной собственности компании (CIV, a company's intellectual value) не существует, традиционный бухгалтерский учет учетом таких нематериальных активов не занимается. Эту проблему позволяет решить приводимая ниже формула.

Расчет общей стоимости интеллектуальной собственности компании (CIV)

Рыночная стоимость компании отражает не только ее материальные, но и нематериальные активы, т.е. знания. Стоимость интеллектуальной собственности компании можно рассчитать так же, как и стоимость ее бренда. Обладание устоявшимся и успешным брендом дает компании определенные преимущества: рентабельность ее активов становится выше, чем у других фирм, не владеющих таким брендом.

Для этого ваша компания должна быть прибыльной, а рентабельность ее активов (ROA, return on assets) должна быть выше средней — хотя в противном случае полученные показатели просто будут отрицательными.

Рассчитаем общую стоимость интеллектуальной собственности вашей компании. Для этого:

1. Рассчитаем ее среднюю прибыль до налогообложения за три последних года. Допустим, она равна 4,23 млн. долл.

2. Определим по вашему балансу среднюю стоимость материальных активов на конец года, используем данные за последние три года. Допустим, она равна 8,98 млн. долл.

3. Разделим прибыль на активы и получим рентабельность активов. ROA = 47%.

4. Найдем среднеотраслевую ROA за те же три года. Допустим, она равна 21%.

5. Рассчитаем доход от нематериальных активов. Умножим среднеотраслевую ROA на среднюю стоимость материальных активов компании. Вычтем полученную величину из рассчитанной в самом начале прибыли до налогообложения. Доход от нематериальных активов = 2,37 млн. долл.

6. Рассчитаем среднюю за три года ставку налога на прибыль и умножим ее на повышенную доходность. Вычтем полученный результат из рассчитанной ранее доходности и получим посленалоговую премию, обусловленную наличием нематериальных активов. При средней налоговой ставке, равной 32%, эта премия составит 1,612 млн. долл.

7. Рассчитаем чистую приведем тую стоимость этой премии, разделив ее значение на подходящую ставку дисконта. При ставке дисконта, равной 11%, CIV = 14,65 млн. долл. Ставка дисконта — процентная ставка, по которой компания может привлекать деньги внешних инвесторов.

В результате этого расчета вы получите "балансовую" стоимость нематериальных активов (т.е. в случае если бы они отражались в балансе). Рыночная стоимость этих активов будет выше, поскольку она показывает, во что обошлось бы кому-либо создание их с нуля. CIV — это показатель вашей способности использовать свои нематериальные активы для получения конкурентного преимущества над другими компаниями вашей отрасли.

Аудит знаний

Аудит знаний позволит вам получить общее представление об имеющихся в компании знаниях. В некоторых случаях целесообразно провести аудит всего объема информации и знаний, которые имеются и используются в вашей компании, или в которых она нуждается. Аудит знаний позволит вам определить:

  • где в настоящее время находятся знания в вашей компании (т.е. в каком месте они хранятся или кто из служащих ими обладает);
  • где и как они создаются;
  • как они систематизированы (если вообще систематизированы);
  • насколько полезны, ценны, актуальны и доступны имеющиеся у вас знания;
  • каковы вообще потребности вашей компании в знаниях;
  • какие из этих потребностей еще не удовлетворены;
  • какие внутренние и внешние источники знаний используются;
  • какие препятствия для создания и распространения знаний имеются в компании;
  • какие методы и процедуры используются в настоящее время для распространения знаний;
  • какие технологии связи применяются в компании в настоящее время;
  • какие возможности для пополнения своих знаний есть у сотрудников;
  • как они относятся к обмену знаниями;
  • где знания используются недостаточно эффективно;
  • какие процессы, процедуры и методы, обеспечивающие эффективный обмен и управление знаниями, уже внедрены или должны быть внедрены.

Аудит знаний необходимо тщательно спланировать. Прежде чем приступить к нему, нужно определить основных участников этого процесса и тех, кто будет им управлять. Важно, чтобы сотрудники компании были проинформированы о причинах проведения и целях аудита и ясно представляли себе значение этой работы.

Исходя из практики эффективного управления проектами, можно также рекомендовать заранее:

  • установить сроки проведения аудита и его промежуточные цели;
  • определить методы сбора информации (беседы со служащими, вопросники, дискуссионные и фокусные группы);
  • выбрать методы систематизации и представления собранной информации;
  • рассчитать затраты труда и времени тех, кто будет заниматься аудитом знаний.

Аудит знаний позволит вам определить:

  • потребности в знаниях и то, какие знания у вас отсутствуют;
  • как знания создаются, приобретаются и используются;
  • как в вашей компании организованны обмен и передача знаний;
  • что собой представляют и сколько стоят интеллектуальные активы вашей компании.

Получив эту информацию, вы сможете наметить свой следующий шаг в процессе управления знаниями.

Картирование знаний

Под картой знаний здесь понимается графическое изображение того, где и у кого находятся знания в вашей компании. Картирование знаний — это способ показать местоположение знаний, обнаруженных в ходе аудита, для того чтобы их можно было применять, и чтобы индивидуумы или коллективы могли передавать их друг другу. Карта знаний — полезное подспорье при создании системы классификации знаний.

На карте знаний обозначаются идеи и понятия, отрасли и подотрасли знания, сотрудники, отделы, отделения вашей компании и другие компании.

Для одних и тех же людей, идей и отраслей знания можно составить разные карты знаний. Единого способа составления таких карт не существует. С изменением ваших представлений о соотношении между различными отраслями знания и идеями изменятся и ваши карты.

Финансовые соображения

Существует немало способов ответить на вопросы, которые необходимо задать, чтобы определить, куда и как вложить деньги. Вы можете выбрать себе любой наиболее подходящий вашей компании и текущей ситуации способ. Ниже перечисляются основные показатели, которые вы можете рассчитать.

Коэффициент затраты/результаты. Это простой метод расчета рентабельности долгосрочных инвестиций. Разделите все результаты на все затраты, и вы получите коэффициент затраты/результаты. Он покажет вам, во сколько раз результаты превысят затраты.

Рентабельность инвестиций. Любые долгосрочные инвестиции должны быть достаточно рентабельными. Желаемая рентабельность должна равняться или превышать затраты на привлечение капитала (т.е. стоимость заимствования). Чтобы рассчитать рентабельность инвестиций (ROI, return on investment), нужно сначала рассчитать средние чистые результаты (выгоды) по формуле:

Общие результаты (выгоды) — общие затраты — амортизация / на полезный срок службы = средние чистые результаты (выгоды).

Разделив затем средние чистые результаты (выгоды) на общие первоначальные инвестиции, вы получите ROI.

Срок окупаемости. Срок окупаемости — это время (обычно в годах), за которое окупаются первоначальные инвестиции. Чем меньше срок окупаемости, тем ниже риск и выше ликвидность и рентабельность. Этот показатель не учитывает снижения стоимости денег. Он исходит из того, что доллар, который вы получите завтра, стоит ровно столько же, сколько тот, что вы получили сегодня. Также этот показатель не учитывает поступления денежных средств после того, как инвестиции уже окупились. Срок окупаемости рассчитывается путем деления первоначальных инвестиций на чистые поступления денежных средств за год. Так определяется срок окупаемости в годах. Срок окупаемости не следует использовать для оценки целесообразности инвестиций, но его можно использовать, чтобы оценить неопределенность, связанную с данным проектом.

Чистая приведенная стоимость. Чистая приведенная стоимость (NPV, net present value) показывает финансовую жизнеспособность проекта после возмещения затрат на привлечение первоначально вложенного капитала. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно умножить чистые будущие денежные поступления на ставку дисконта, а затем вычесть из этого произведения первоначальные расходы по проекту. Этот метод определения затрат по проекту используется очень часто.

Внутренняя рентабельность. Расчет внутренней рентабельности (IRR, internal rate of return) начинается там, где заканчивается расчет NPV. IRR представляет собой такую ставку процента, которая в случае использования ее в качестве ставки дисконта при расчете NPV денежных поступлений от проекта с учетом первоначальных расходов сделает NPV равной нулю. Поэтому она показывает целесообразность реализации проекта. Преимущество IRR состоит в том, что она учитывает временную стоимость денег.

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru