Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

У всех на виду



Источник: Элитный персонал

Помните рабочее утро статистического учреждения из фильма «Служебный роман»? С тех пор многое изменилось: деревянные перегородки поменяли на межкомнатные панели, компьютеры пришли на смену счетам и логарифмической

Помните рабочее утро статистического учреждения из фильма «Служебный роман»? С тех пор многое изменилось: деревянные перегородки поменяли на межкомнатные панели, компьютеры пришли на смену счетам и логарифмической линейке. Неизменным осталось ощущение единства коллектива в открытом пространстве, утреннее обсуждение домашних проблем и вздрагивание при появлении начальства. Сегодня такое помещение называют open space. Прибавьте к этому дизайн в стиле hi-tech - и вы в «открытом космосе».

Счастье в пространстве

В конце 20-х годов прошлого века психолог Элтон Майо доказал, что счастливый человек работает намного лучше, чем несчастный. Такую идею просто не могли не заметить консультанты и бизнесмены. Несколько десятилетий спустя крупные компании стали устраивать своих сотрудников не в отдельных кабинетах, а в офисе, превращенном в единое пространство, разделенное перегородками. В конце ХХ века в открытых офисах стали появляться столики с кофеварками и передвижные перегородки: так корпорации воплощали в жизнь идею о счастливом персонале в формате open space.

О плюсах и минусах открытого офиса знают все: ощущение единства, простота доступа к каждому сотруднику, возможность экстренно решить важные вопросы в режиме on-line, экономия денег при ремонте, безусловно, относятся к положительным моментам. Кроме того, поход "в гости" к коллеге или начальнику не превращается в долгое, "масштабное" мероприятие.

Кстати, американские топ-менеджеры в последнее время стали все чаще перебираться на общую территорию, жертвуя отдельными кабинетами с шикарной обстановкой. Примеру гендиректоров в свое время последовал и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг: он променял свой роскошный кабинет на скромное рабочее место в open space. Хорошо, если начальству удается "держать дистанцию", в противном случае приходится использовать физические барьеры - иначе говоря, перебираться в кабинет.

Главное преимущество кабинета - приватность. Вряд ли беседа с юристом по личным вопросам в открытом офисе доставит кому-то удовольствие. Кабинет - это маленький мир сотрудника, его можно оформить по собственному вкусу, расставить семейные фотографии и милые безделушки. Впрочем, грамотный подход позволяет сделать это и в "частном отсеке" открытого офиса (если допускает корпоративная культура). Организации стараются взять все лучшее из обеих систем, используя элементы и открытого офиса, и кабинета.
Арендаторы часто не тратятся на перестройку, а стараются подобрать такие помещения, которые соответствовали бы структуре их офиса. При проектировании бизнес-центров выбирают модель, отвечающую бы запросам любого клиента, и чаще всего это открытый офис.

Что нам стоит офис строить

Такая организация рабочего пространства позволяет рационально использовать место - рабочая площадь увеличивается примерно на 30%. По словам ведущего дизайнера компании "FlexForm" Наталии Селивановой , заказы на устройство открытых офисов поступают и от российских, и от западных фирм почти в равной пропорции. "Сэкономить хотят все, - говорит г-жа Селиванова . - Судите сами, минимальное расстояние между перегородками составляет 1,20 м для рядового сотрудника, стены отсутствуют в принципе, если не считать стеклянных перегородок и жалюзи для кабинетов руководителей". Разделители могут быть звуконепроницаемыми и непрозрачными, что значительно повышает их стоимость, но делает рабочие места более комфортными.

"Перегородки в виде стеллажей, в которых располагается документация, литература и прочие мелочи, необходимые для делопроизводства - еще один способ рационально использовать пространство", - утверждает Дмитрий Ротнов, сотрудник проектного отдела компании "Соло". При этом не стоит забывать, что труженики офиса вовсе не роботы и им просто необходимо собственное "пространство". Руководители, которые располагают персонал спиной к своему кабинету, получая возможность заглядывать в экраны мониторов, подвергают подчиненных настоящему психологическому прессингу.

Кельи в душном офисе плюс стресс - не лучшая обстановка для эффективной работы. Норма составляет 5-6 кв.м на одного сотрудника - это оптимально с точки зрения эргономики и психофизиологических особенностей человека. В наших условиях наиболее часто встречается 3,5 - 8 кв.м на одного сотрудника. Такой достаточно большой разброс объясняется особенностью работы в офисе, интенсивностью коммуникаций, объемом документации и т.д. "Лучше, когда высота перегородок и шкафов-стеллажей не превышает 1,4 м, - говорит г-н Ротнов. - При этом надо учитывать расположение рабочих мест. Главное - не сажать людей спиной к центральному проходу".

Пятое измерение

Учитывать эти требования нелегко, но для пользы дела приходится. Компания "Экопси Консалтинг", недавно сменившая офис, теперь располагается в уютном особняке в центре Москвы. "Для удобства сотрудников мы размещаем не более 15 человек в одной комнате, разделенной перегородками, - рассказывает Анна Бурова, зам.генерального директора"Экопси Консалтинг". - Заботиться о психологическом состоянии сотрудников, безусловно, необходимо. Но не всегда получается все сделать именно так, как хотелось бы. Например, мы планировали обустроить в офисе библиотеку для консультантов, однако новые проекты потребовали привлечь дополнительный персонал, и теперь в этой комнате трудятся молодые специалисты".

Свежий воздух и пространство - необходимые составляющие приятной и продуктивной работы. Михаил Богданов, генеральный директор компании BLM CONSORT, рассказал, как в их компании нашли техническое решение проблемы психологического дискомфорта в open space: "Из душного, тесного помещения мы переехали в более просторный офис с мощными кондиционерами, где площадь open space составляет 140 кв.м на 44 человека. К тому же были выбраны достаточно высокие и непрозрачные перегородки". Организация, чья деятельность предполагает активное общение с посетителями офиса, консультации и интервью, просто не может обойтись без достойных переговорных, в которых персонал проводит много времени. BLM Consort предусмотрел 11 таких помещений, в "Экопси" не ограничились конференц-залами и выстроили комнаты со стеклянными стенами специально для экстренных совещаний руководителей направлений.

Компания, основной состав которой - технические специалисты, вряд ли нуждается в "сверхпроводимости" - здесь важна сосредоточенность на индивидуальной работе. Редкая фирма располагает техническую службу или финансовый отдел в свободном помещении. Неприемлем open space и для сотрудников, чья работа предполагает высокую конфиденциальность, имеющих доступ к финансам, секретным материалам. Да и работа топ-менеджеров не обязательно должна протекать на глазах сотрудников.

Своими впечатлениями о работе в офисах разного формата делится Сергей Профатилов, управляющий партнер консалтинговой компании Training & Consulting Pro group: "Когда я был сотрудником низшего звена и работал в open space, я чувствовал себя, как рыба в воде. По мере подъема по служебной лестнице появился некоторый дискомфорт - не из-за эфемерного ореола нового статуса, а из-за элементарного отсутствия конфиденциальности". Примерно такие же ощущения появились и у Романа Катити, коммерческого руководителя департамента компании Siemens: "Когда проект завершен, прошли мозговые штурмы и необходимость в постоянной коммуникации отпала, появилась потребность уединяться, обсуждать закрытые дела с коллегами и руководством. На мой взгляд, на определённом этапе лучший вариант - когда кабинет руководителя отделен от игроков "открытого поля", однако это не должно влиять на интенсивность коммуникаций с коллегами, т.к. это не только физическая, но и психологическая преграда".

Порядок - прежде всего

Знакомая ситуация: необходимо выполнить срочное задание для шефа, придется поломать голову, а вокруг переговоры, а то и вовсе чаепитие с пряниками и анекдотами. Просьбы "убавить звук" игнорируются, либо воспринимаются как брюзжание. Словом, выговор от руководства за бездарный отчет обеспечен.

Вопросы дисциплины в открытом офисе компании решают по-разному. Например, Сергей Профатилов убежден, что подобная компания просто неконкурентоспособна: рано или поздно пряники и болтовня доведут или руководство до "точки кипения", или компанию до банкротства. Однако принимать конкретные меры должен все тот же руководитель - например, разделить день на часы индивидуального труда и коллективной работы.

Вопросы дисциплины в открытом офисе компании решают по-разному. "Необходимо проявить волю, - считает Роман Катити . - Тон в коллективе задают несколько сотрудников и прежде всего - руководитель. Если пустые разговоры, мягко говоря, не поощряются ими, в дальнейшем проблем не будет". Анна Бурова из "Экопси" придерживается концепции контроля над задачами: "Когда сотрудник четко видит цель, он выполняет необходимые действия для ее достижения. Переговоры в 15.00? Отлично. Надо подготовить предложения по сотрудничеству. В 16.00 собрание? Готовим отчет. Динамичная работа не дает возможности зевать и по закону шестеренки "заводит" весь офис". При таком подходе open space - не помеха, а благотворная среда для эффективной работы.

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru