Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Идеальный работодатель глазами соискателя


Екатерина Закомурная, Екатерина Арутюнова
Источник: E-xecutive

О какой компании мечтают современные менеджеры? На каких фронтах работодателям стоит сосредоточить свои военные действия в «борьбе за таланты»? Привлекательности компаний и их предложений в глазах потенциальных

О какой компании мечтают современные менеджеры? На каких фронтах работодателям стоит сосредоточить свои военные действия в «борьбе за таланты»? Привлекательности компаний и их предложений в глазах потенциальных кандидатов на управленческие позиции посвящена эта публикация по результатам исследования, проведенного в конце 2005 года E-xecutive совместно с компанией HRG.

Считается, что сегодня на российском кадровом рынке безраздельно царствуют кандидаты, вынуждая компании подстраиваться не только под свои потребности, но даже прихоти. Работодателю же остается лишь правильно просчитать мечты и чаяния тех управленческих талантов, которых они хотят заполучить в свою команду. И даже если масштаб этой тенденции несколько преувеличен, ни одна компания не откажется узнать чуть больше о том, что делает ее привлекательным работодателем в глазах российского менеджера. Помочь понять ожидания потенциальных кандидатов на управленческие позиции призвана эта публикация, основанная на результатах исследования, проведенного в конце 2005 года E-xecutive совместно с рекрутинговой компанией HRG.

Основные цели исследования:

  • выявить основные черты, присущие образу идеального работодателя;
  • выяснить, чем руководствуются менеджеры при принятии решения о смене места работы;
  • определить каналы коммуникации, которые используют менеджеры для поиска работы, и понять, что их привлекает в рекламе открытых вакансий.

В опросе (метод – анкетирование по электронной почте) приняли участие 1937 респондентов, большинство из которых представляют самую активную возрастную категорию потенциальных кандидатов от 25 до 35 лет. 58,8% опрошенных – мужчины, 41,2% - женщины. Большинство респондентов к моменту заполнения анкеты обладали опытом профессиональной деятельности более 5 лет (70,7%); 8,1% имеют в своем активе степень МВА.

Идеальный работодатель

Мы предложили респондентам оценить характеристики компании – потенциального работодателя (представлены на рис.1) по пятибалльной шкале (1 – минимальная оценка, 5 – максимальная). Согласно рассчитанным средним баллам, наиболее значимой характеристикой привлекательного работодателя являются возможности карьерного роста (4,5 балла). В тройке лидеров оказались также такие характеристики, как большие полномочия и компенсация (по 4 балла). Наименее важными характеристиками компании, если оценивать ее привлекательность как работодателя, менеджеры считают соцпакет, высокий социальный статус работы и возможность работать в международных подразделениях (если, конечно, таковые у компании вообще имеются). Весь список характеристик в порядке уменьшения их значимости в глазах респондентов представлен на рис. 1

Рис.1.

Каким видят менеджеры идеальное продолжение своей карьеры? Оказывается, больше всего они мечтают работать в международных компаниях – брендах (44,3% респондентов). 20,5 % участников опроса хотели бы перейти в инновационную российскую компанию, обладающую хорошим потенциалом роста и развития. Российская компания, уже заслужившая статус «бренда» на рынке, как продолжение карьеры привлекает 18% менеджеров. Не так уж мало опрошенных профессионалов хотели бы в будущем работать на себя – то есть создать собственную компанию (13,6%). Примечательно и даже немного печально, что работу своей мечты удалось обрести только 3,7% менеджеров.

Рис. 2. Идеальный вариант продолжения карьеры (%)

Более остальных о работе в международных корпорациях с мировым именем мечтают маркетологи (51% респондентов, работающих в этой сфере). Собственная компания как возможность развития карьеры практически неинтересна финансовым менеджерам.

С точки зрения кандидатов, репутацию компании как работодателя в первую очередь определяют размер компенсации и хороший соцпакет (65,6%), а также известность ее имени на рынке (62,7%). При этом текучесть кадров и социальная ответственность в меньшей степени, но все-таки влияют на общее реноме компании в качестве привлекательного места работы управленческих кадров – 51,8% и 50% голосов респондентов соответственно. А вот известные и «распиаренные» истории успеха сотрудников являются значимой составляющей репутации работодателя только для чуть более трети менеджеров (34,1%).

Рис. 3. Критерии оценки репутации компании как привлекательного работодателя (%)

При этом была выявлена интересная закономерность зависимости значимости тех или иных составляющих репутации компании от возраста респондентов. Так, для самых молодых менеджеров (25 – 28 лет) известность компании на рынке более значима, чем хороший компенсационный пакет, а социальная ответственность важнее показателя кадровой ротации. Для старшей категории респондентов (от 28 лет) отмечено снижение значимости громкого бренда работодателя и повышение важности высоких заработных плат. В то же время более опытные менеджеры внимательнее относятся к текучести кадров компании, в которой они хотели бы работать, и меньше ценят ее социальную ответственность.

Мы также попросили участников опроса составить свой топ-5 компаний-работодателей России и по результатам обобщения данных получили сводный рейтинг 10 лучших компаний. Несмотря на свою условность, он выглядит вполне ожидаемым. В список работодателей, которым менеджеры отдали бы предпочтение, из российских компаний попали только представители нефтегазового и энергетического секторов. Остальные участники рейтинга – крупнейшие глобальные бренды.

Топ-10 лучших компаний-работодателей:

  1. Газпром
  2. ЛУКОЙЛ
  3. Бритиш Американ Табакко
  4. РАО ЕЭС России
  5. TНK BP
  6. Coca-Cola
  7. Procter&Gamble
  8. Mars
  9. Philip Morris
  10. Microsoft и McKinsey


Итак, мы можем представить собирательный образ компании - идеального работодателя, с точки зрения российского менеджера. Это международная компания-бренд или российская нефтегазовая компания с высокими компенсациями, хорошим соцпакетом, возможностями карьерного роста, готовая предложить позиции с высоким уровнем полномочий и ответственности.


Идеальный оффер

Как показали результаты исследования, треть менеджеров обязательным пунктом предложения о переходе на новое место работы считает более высокую компенсацию. Примерно столько же – инновационные задачи, которые предстоит решить в новом коллективе. Гораздо меньшее число опрошенных выдвигают в качестве обязательного условия своего перехода более высокую степень ответственности (17,3%) и повышение в должности (11,1%). А вот бенефитами вроде личного автомобиля и прочими атрибутами комфорта удастся переманить только чуть более 8% потенциальных кандидатов.

Рис.4. Обязательное условие для перехода на новое место работы (%)


 

Но что примечательно: если для маркетологов, финансистов и менеджеров по продажам верны общие цифры, и для большинства из них обязательным условием смены работы является повышение заработной платы, то большая часть менеджеров, занятых на производстве и в IT, готовы рассматривать только те вакансии, которые предполагают решение задач инновационного характера.

Если предложение о работе действительно представляет интерес, то не имеет значения, от кого оно исходит. Такой точки зрения придерживаются 58,5% наших респондентов. 29,8% менеджеров хотели бы получать предложения непосредственно от компании-работодателя. К обращениям из кадровых агентств тяготеют менее 2% участников опроса, а, например, управленцев в сфере IT вообще не привлекают вакансии, исходящие от внешних рекрутеров.

Рис. 5.


Идеальное предложение о новой работе – это предложение с более высокой компенсацией или обещанием инновационных задач, желательно исходящее непосредственно от компании-работодателя, а не от кадрового агентства.


Идеальное интервью

Судя по результатам, полученным в ходе исследования, особой потребности в получении максимального объема информации о потенциальном работодателе респонденты не испытывают. Более половины довольствуются тем, что перед первым визитом лишь просматривают корпоративный сайт компании. Треть менеджеров собирают инсайдерские сведения по друзьям, знакомым и бывшим коллегам. К нескольким источникам прибегают только 12% потенциальных кандидатов. Совсем немногие предполагают получить всю интересную им информацию в ходе самого интервью, а некоторые вообще соглашаются пообщаться только с теми компаниями, которые им хорошо известны безо всяких дополнительных источников (5,2% и 3,3% соответственно).

Рис. 6. Источник информации о компании – потенциальном работодателе (%)

Практически единогласно (98,3%) опрошенные менеджеры выступают за то, что на интервью в компании – потенциальном работодателе они рассчитывают в первую очередь получить исчерпывающую информацию о тех задачах, решения которых ожидает от них руководство компании. Более чем половине потенциальных кандидатов интересно узнать о своих карьерных перспективах на новой работе. Далее по убыванию популярности следуют информация о непосредственном руководителе, корпоративной культуре и особенностях компенсационного пакета. Интересно, что наименьший интерес на интервью вызывают у кандидатов их будущие подчиненные (15,7 % респондентов).

Рис. 7. Какую информацию кандидаты рассчитывают получить на интервью (%)


Итак, на идеальном интервью потенциальные кандидаты хотят получить максимум информации о предстоящих им на новом месте задачах. При этом особой подготовки им перед собеседованием не требуется – достаточно лишь просмотреть корпоративный сайт возможного будущего работодателя.


Идеальный источник информации: форма и содержание

Большинство менеджеров, принявших участие в исследовании, поисками работы занимаются через специализированные интернет-ресурсы (почти 80% респондентов). Далее по популярности следует личная рассылка резюме в крупнейшие рекрутинговые агентства (к этому способу прибегают 43,6% опрошенных). В то же время чуть менее половины потенциальных кандидатов вообще могут не заниматься поисками, поскольку работодатели сами их находят. Об этом заявили 43,2% респондентов. Специализированными кадровыми изданиями пользуются 27, 3 % опрошенных. Совсем не популярны у современного менеджера такие методы поиска интересных предложений о работе, как обращение к друзьям и знакомым, а также непосредственно в компании, в которых они заинтересованы как в работодателях (только 2% и 1,7% соответственно).

Рис. 8. Каналы коммуникации, используемые при поиске работы (%)

Список наиболее популярных интернет-ресурсов для поиска работы представлен на рис. 9.

Рис. 9.

При этом специализированные печатные издания о карьере 76% потенциальных кандидатов просто не открывают. Относительной популярностью пользуется журнал «Элитный персонал», но и его просматривают только 7% респондентов. Все остальные издания («Работа и зарплата», «Карьера» и др.) рассматривают как источник информации об открытых вакансиях меньше чем по 3% менеджеров.

В объявлениях об открытых вакансиях взгляд менеджера более всего притягивают акценты на возможностях активного карьерного развития, описании задач позиции и размере компенсации. Поскольку вопрос был открытым и респондентам предлагалось самостоятельно «расставить акценты», то количество вариантов ответов даже после приведения их к некой классификации оказалось достаточно большим. Подробнее – на гистограмме:

Рис. 10. Акцент в рекламном объявлении об открытой вакансии должен быть сделан на (%):

По данным исследования акцент на размере компенсации менее всего по сравнению с другими функциональными специализациями привлекает IT-менеджеров – только 9,5%, в то время как из маркетологов на такую информацию обратит внимание каждый пятый. Кроме того, 19% IT-менеджеров хотят услышать в рекламе потенциального работодателя, что требуются «профессионалы своего дела». Акцент на возможностях карьерного роста, что является привлекательным для всех функциональных категорий менеджера, все-таки особо притягателен для «производственников (42% против 28,5% менеджеров по маркетингу и 36,2% - финансистов).


Идеальный источник информации об открытой вакансии представляет собой рекламное объявление на специализированном интернет-ресурсе о работе и карьере, основной акцент в котором сделан на возможностях карьерного роста, предоставляемых компанией-работодателем.


Общие выводы:

  1. Наиболее значимы при оценке потенциального работодателя такие характеристики компании, как возможности карьерного роста, которые она предоставляет своим сотрудникам, размер компенсации и уровень ответственности и полномочий, которые руководство готово делегировать менеджерам.
  2. В качестве идеального продолжения своей карьеры менеджеры рассматривают международные компании – глобальные бренды или российские инновационные компании с хорошим потенциалом развития.  
  3. Репутацию компании как привлекательного работодателя в первую очередь определяет размер предоставляемых ею компенсаций, затем уже ее известность на рынке, низкая текучесть кадров и социальная ответственность.
  4. Лучшим работодателем России оказался «Газпром». В десятку лидеров попали еще две нефтяные и одна энергетическая российские компании. Остальные строчки рейтинга поделили между собой глобальные корпорации.
  5. Главные условия перехода на новое место работы – более высокая компенсация и интересные, инновационные задачи на новой работе.
  6. Для большинства респондентов неважно, от кого исходит предложение о работе, если оно действительно представляет для них интерес. Почти 30% предпочитают прямые предложения компаний-работодателей, а вот расположение к кадровым агентствам высказали менее 2% респондентов.
  7. До первого интервью в компании – потенциальном работодателе подавляющее большинство респондентов постарается получить какую-либо информацию об организации (95,2%). Однако при этом каждый второй ограничится только тем, что заглянет на корпоративный сайт компании.
  8. На интервью безусловное большинство хотело бы получить информацию о задачах на новой работе; чуть более половины – о возможностях карьерного роста. 
  9. Почти 80% опрошенных менеджеров используют для поиска работы интернет. 43,6% рассылают резюме в рекрутинговые компании. Печатные издания о работе и карьере не представляют интереса для подавляющего большинства менеджеров.
  10. Респонденты предпочитают искать работу на headhunter.ru, e-xecutive.ru и job.ru.
  11. В объявлениях об открытых вакансиях внимание потенциальных кандидатов привлекают акцент на возможностях карьерного роста, описании задач и размере компенсации.
Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru