| Бизнес и HR: тенденции развитияАндрей Шахбазов, директор по персоналу ООО "Традиции качества"
 Источник: E-xecutive
 Что ждет собственник от HR? Как связаны уровень развития бизнеса и уровень HR? Каков набор требований к HR директору?
Давно уже известное правило «бытие определяет сознание» трансформировалось сегодня в интерес Что ждет собственник от HR? Как связаны уровень развития бизнеса и уровень HR? Каков набор требований к HR директору? Давно уже известное правило «бытие определяет сознание» трансформировалось сегодня в интерес к  HR.  Модная сегодня тема HR вызывает интерес у собственников и топ менеджеров, отнюдь не по причине их заботы о персонале или  необходимости  развития персонала и осознания того, что он является их конкурентным преимуществом. Не надо иллюзий. Это не главное. Главное - другое: большинству  наших собственникам  от 45 до 60 лет и они больше не хотят заниматься оперативным управлением. Это понятно: они по типу предприниматели, а не менеджеры, потому и заработали свои состояния. А сейчас жизнь изменилась,  теперь два фактора вышли на первый план: желание отойти от оперативного управления и конкуренция.  Рынок в России, конечно, растет, но не так быстро, как раньше. А работа на медленно растущем или стабильном, высоко конкурентном рынке, это совсем другая работа - здесь уже требуются профессиональные менеджеры. Существует два подхода: первый - нанять классного (талантливого)  менеджера и надеется, что будет счастье. Он все сделает. Но, не буду называть компании и фамилии, зачастую найм подобного «таланта» приводил к обратной ситуации и хорошо еще, если  компания после подобного эксперимента не сваливается в финансовую яму. Впрочем, бывает и обратное. Да, интересно, как бы изменились  предложения кадровых агентств  по кандидатам, если бы ввели правило: 70% платы  рекрутерам за топ кандидатов выплачивается в зависимости от достигнутых кандидатом  результатов. Но, найм управляющего не решает главной задачи - минимизации рисков собственника. Пока он управлял сам, он все видел, теперь управляет другой, возникает вопрос контроля.  Чтобы контролировать, надо иметь процедуры, надо иметь прозрачную структуру управления. Еще одна иллюзия - новый управляющий все это  создаст. Вообще-то, его наняли для другого - бизнесом управлять. Тогда приходит понимание: нужен  специалист по оргразвитию, но только почему-то забывают, что исполняет-то всё персонал. И все замечательно прописанные бизнес-процессы и регламенты оказываются грудой бумаги, а организация живет, как жила. Причина проста, а про персонал-то забыли…Есть еще один фактор - рынок, конкуренция.  Персонал  может быть как мостом к успеху компании, так и барьером на ее пути. Тут и вспоминают - есть же HR. И появляется объявление о найме HR директора. Возникает желание еще одного чуда, сейчас наймем HR директора  и будет все в порядке, он всех замотивирует, оценит,  отберет только тот персонал, который будет работать хорошо, ну и денег на все это просить не будет. Вообще похожая ситуация существует только в маркетинге, но это отдельная тема. И приходит «счастье» - HR директор, причем последнее время хотят, чтобы «счастье» имело опыт работы в западной компании. И, как правило,  ничего не происходит или происходит, но чуть - чуть, туда- сюда. Но ждали-то  чуда. Теперь позвольте немного теории, HR включает в себя следующие функции:   
Кадровый учет и делопроизводство 
Организационное развитие 
Поиск и отбор и планирование  персонала 
Развитие (обучение) и оценку деятельности персонала (performance management ) 
Компенсации и бенефиты (оплата труда, премирование и прочие приятные и неприятные вещи) 
Удержание персонала 
Модный последнее время talent management 
Корпоративная  культура  Список может быть расширен при желании, но основные вещи, на мой взгляд, он отражает. Согласитесь, размер списка впечатляет. Кстати, простой тест: пометьте крестиком, чем  у вас занимается  HR, и сравните со списком.  Есть еще одна функция, которая  кажется нам экзотической  и абсолютно лишней, но является главной в современном конкурентном мире (по мнению западных теоретиков в данном вопросе ) - это стратегическое  управление человеческими ресурсами. Проще говоря, все выше перечисленные  функции  должны составлять единую систему и эта система должна обеспечивать конкурентное преимущество бизнесу, а не мешать ему или действовать в параллельной плоскости, как частенько бывает. 
 В теории  различают 7 уровней развития HR. Не буду утомлять перечислением всех, но часть из них нам понадобится при дальнейшем рассмотрении . 
 Уровень первый  - естественный: есть учет кадров и кадровое делопроизводство, а остальное течет своим чередом. 
 Уровень второй - появляются отдельные попытки решить отдельные вопросы, в основном тактического порядка, возникающие при кризисных ситуациях (проще говоря сегодня решаем вопрос текучки кадров у сейлов, завтра у финансистов, или всех учим продавать и т.д.). 
 Уровень третий – появляется некая координация структурной и тактической деятельности, происходит вторжение в область профессиональных и карьерных интересов менеджеров. 
 Уровень четвертый -  HR стратегия включается в корпоративную политику. HR стратегия становится частью корпоративной политики через HR планирование  и HR обеспечение стратегических направлений развития 
 Уровень  пятый и шестой позволю себе опустить, а вот седьмой представляет определенный интерес . 
 Уровень седьмой - стратегия обучения и развития персонала для усиления ключевых компетенций организации. 
 И вот, представьте, у собственника в голове, как минимум четвертый уровень, а организация находится, в лучше случае, на втором. Кем должен выступать HR? Правильно -  стратегом и агентом изменений. Вообще-то -  крайне редкое сочетание. Стратегом потому, что от него хотят систему в целом; агентом изменений потому, что надо менять существующую ситуацию. А  еще функция оргразвития - от него ждут, чтобы он построил такую структуру и так все прописал (описал бизнес-процессы, или, по-нашему, должностные инструкции и положения о подразделениях), чтобы собственнику было ясно кто за что отвечает. Очень такая простая задача. Готов HR к этому? Как правило,  нет. Почему? Ответ прост: HR в России только формируется (хотя и достаточно быстро) и кадров нет. Но наши HR директора  уже давно поняли, что строгость российских законов соответствует степени их исполнения. И работают они, в основном, на уровне 2, в лучшем случае три. Кто хорошо знает кадровое делопроизводство (кадровики) упирают на него, психологи - на подбор, экономисты - на бюджет, военные - на дисциплину. Самое интересное, что других топов это устраивает, потому что работа на уровне 4 и выше подразумевает другой статус HR. А делится полномочиями не всем нравится. Но даже, если происходит почти чудо (кстати последнее время все чаще) и появляется директор по персоналу, способный построить систему управления HR  и выработать стратегию хотя бы на год (про пятилетний горизонт я не говорю), вдруг выясняется, что результат не будет достигнут  сегодня, или даже завтра.  Результаты начинают сказываться в среднем через год. И денег оказывается этот HR  требует, и вообще: «Раньше Вас не было, а бизнес шел ого-го». Или, да зачем все это, «Наймем лучших, заплатим побольше, и они все сделают». Правда эта иллюзия постепенно развеивается. Потому что лучший там, может оказаться далеко не лучшим здесь. 
 Впрочем, бывает и по-другому, возьмём к примеру, IBS. Вот компания, которая смогла выбраться из кризиса и вернуться в лидеры, в первую очередь, за счет грамотной и продуманной HR стратегии, четко вписанной в бизнес-стратегию. 
 Опять таки короткая справка: в среднем, содержание HR аппарата обходится западному бизнесу примерно тысячу дол. в год на одного работающего сотрудника. Иными словами, при 1000 работников - миллион долларов в год на HR отдай. А норматив по обучению у них 20-40 часов тренинга в год на одного  работающего. 
 Правда возникает резонный вопрос: что бизнес получает в замен?  Хороший вопрос. К ответу на него можно подойти по-разному, можно сочинить набор KPI, по которым оценивать работу HR. А можно задать себе вопрос: зачем HR, собственно говоря, нужен. Здесь имеет смысл обратить внимание на уровень 7 в развитии HR, на котором  результат  работы HR становится тесно связан с эффективностью бизнеса через набор ключевых компетенций компании. 
 На этом уровне все определяется тем, смог HR обеспечить конкурентное преимущество за счет наличия и развития ключевых компетенций персонала или нет. Фокус работы HR направлен на развитие лидерства и талантов. (Короткое отступление  - под талантами понимается персонал показывающий результаты значительно превосходящий средние в деятельности компании.  Ключевые компетенции это такие навыки и знания, утрата которых является  критической для функционирования компании.) 
 И тогда начинает крутится колесо, разработанное и  описанное консультантами  из Делойтт (см. рисунок) 
 Не правда ли, как все просто на рисунке и как сложно в жизни.
 И, в заключение, попробую ответить на сакраментальный вопрос, кто виноват и что делать. Виноват в первую очередь сам бизнес, ему надо понять, что HR - это не рецепт вечной молодости. Каков бизнес  - таков и HR. Нельзя, не меняя бизнес, требовать изменений от HR. Ситуация здесь, мне чем то, напоминает попытки поставить колеса от Мерседеса на запорожец и удивление по поводу того, что он не едет после этого  как  Мерседес. Просто надо понять, что перечисленные выше функции HR образуют некое колесо, и нельзя заставить его быстро  катиться имея 2-3 спицы вместо 10. Сломается или катиться будет  медленно. 
 Поэтому – первична, все таки бизнес стратегия компании (даже если она не формализована), а просто сидит в голове у собственников и топов. HR стратегия (замечу, что даже когда говорят, что ее нет она есть, просто не формализована) которая  противоречит с бизнес стратегии ведет к замене   HR директора.  Но, впрочем, и HR тоже хорош, он сам то, по большей части на уровне два, в лучшем случае три, а надо, как минимум четыре, а для компаний стремящихся стать лидером на рынке даже семь. На седьмом уровне HR это уже бизнес партнер и статус его, даже выше, чем у финансиста. HRы наши, по большей части тактики, причем достаточно ограниченные и в силу своих способностей и опыта не могут выйти на уровень 5, не говоря уже о 7.  Прошу, не рассматривать это утверждение, как личное оскорбление HR директоров, это скорее грустная констатация факта. Впрочем, для небольших компаний - тактического уровня для HR худо бедно хватает. Там стратегом  и агентом изменений  выступает сам директор. 
 И тут возможен следующий рецепт ( сразу оговорюсь, что применим он для компаний с численностью от 1000 чел. и оборотом от 100 мл. дол.) проще обучить топа из другой предметной  области, обладающего навыками стратегического планирования HRу, чем пытаться превратить  тактика в стратега и агента изменений, не говоря уже по партнеру по бизнесу. Этот  подход достаточно широко применяемый на Западе. И тут отсутствие опыта работы в HR скорее становится преимуществом. Тем более, что большинству потенциальных кандидатов  в своих функциональных областях доводилось заниматься раньше  и подбором и мотивацией и развитием. А техники HR? Большинство из них появилось у нас последние два- три года, да и владеют ими в полном объеме не многие. Вот такой простой выход. На своем и опыте других коллег, выбравших такой путь в HR  могу сказать, что работает достаточно эффективно. Да и в бывшем  Советском союзе эта практика использовалась достаточно широко и давала неплохие результаты, особенно на производственных предприятиях. 
 Ну и не будем забывать главное, бизнес то под управление передавать надо… 
 А, как говорил, один исторический персонаж – «кадры решают все!».   |