Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Пропала печать: ваши действия


Л. Сальникова, юрист
Источник: Практическая бухгалтерия

Пропажа печати всегда неприятное событие. А ее кража тем более, поскольку это может «аукнуться» в будущем. Например, когда какая-либо организация начнет предъявлять претензии, показывая договор, заверенный якобы вашей

Пропажа печати всегда неприятное событие. А ее кража тем более, поскольку это может «аукнуться» в будущем. Например, когда какая-либо организация начнет предъявлять претензии, показывая договор, заверенный якобы вашей печатью.

 

Заявляем о краже

Первым делом необходимо обратиться в милицию с соответствующим заявлением. Если был взломан офис, то стражи порядка осмотрят помещение, из которого была совершена кража. А в случае если печать была похищена из личных вещей, например вместе с папкой документов из автомобиля директора, то следователь возьмет объяснения у лица, заявившего о хищении.

Как в самом заявлении, так и впоследствии в объяснениях необходимо как можно конкретнее зафиксировать, что именно было похищено. Кражу печати лучше указать отдельно.

Нелишним будет предоставить в милицию и пример оттиска печати (можно сделать копию какого-либо документа, заверенного ею). При этом необходимо подтвердить факт предоставления копии. Если она прилагается к заявлению о краже, об этом следует написать в заявлении, а если копия представляется после, то нужно получить подпись следователя на сопроводительном письме.

В дальнейшем заявление позволит получить справку из милиции, которая подтвердит факт кражи и поможет доказать невиновность фирмы, если кто-либо пожелает воспользоваться похищенной печатью. Однако в этом документе не перечисляется, что именно было похищено. Отметим, что по собственной инициативе милиция скорее всего такую справку не выдаст. Так что фирма должна взять инициативу в свои руки.

Потерпевшей организации в подобной ситуации можно посоветовать следующее. Во-первых, нужно получить копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту кражи (подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ). А уже в постановлении будет отмечено, что конкретно было похищено.

Во-вторых, необходимо провести инвентаризацию. Таким образом, можно будет доказать тот факт, что после кражи исчезли определенные вещи, в том числе и печать.

После обращения с заявлением о краже в милицию потребуется представить примерный расчет убытков, которые были нанесены фирме. В данном расчете можно отразить не только ту стоимость, за которую были приобретены похищенные ценности (в частности, стоимость изготовления печати), но и стоимость этих вещей на момент кражи. Для этого к расчету необходимо приложить соответствующие документы. Это может быть счет из магазина, в котором продаются печати.

При составлении расчета не стоит забывать и о дополнительных издержках потерпевшего на размещение объявлений о хищении печати в прессе, например в «Вестнике государственной регистрации». В дальнейшем, если виновный все-таки будет найден и осужден, возмещение вреда можно будет возложить на этого человека.

Сообщаем всем

Кроме того, что после обнаружения кражи необходимо обратиться в милицию, заявление о похищении надо также представить в банк. Ведь именно там хранятся основные денежные средства организации. Как правило, действия лиц, получивших возможность распоряжаться печатью, направлены на снятие или перевод денег с расчетного счета. И тут все зависит от скорости. Чем быстрее вы сообщите о краже в банк, тем меньше у похитителей шансов воспользоваться украденным. Кроме того, работники банка вполне могут помочь и в задержании преступников, если, конечно, вовремя будут уведомлены о случившемся.

Чтобы оградить себя от претензий будущих жертв мошенников, можно дать объявление о краже в СМИ. Например, если люди, похитившие печать, заключают договоры с третьими лицами и получают по ним деньги. И хотя маловероятно, что ваше объявление прочитают, однако в этом случае будет легче отгородиться от претензий. Вы сможете смело заявить, что соблюли все возможные меры предосторожности. А значит, ответственности можно избежать.

Готовим новую печать

Работать долго без печати фирма не сможет. Поэтому после разбирательств с правоохранительными структурами нужно заказать новую печать. При этом существует два основных варианта:

  • новая печать сходна со старой. В этом случае в организацию, которая займется подготовкой печати, необходимо предоставить пример прежнего оттиска;
  • новая печать отличается от старой. При этом наряду с соответствующим заявлением необходимо нарисовать эскиз.

У каждого из этих вариантов есть как свои достоинства, так и недостатки. В частности, если новая печать не будет отличаться от старой, не потребуется представлять письмо с уведомлением о смене печати в налоговую, а также готовить новую банковскую карточку (что связано с дополнительными денежными вложениями).

Однако при этом лицо, укравшее печать, вполне спокойно сможет снять или перевести деньги со счета по поддельному чеку или платежке, «проштамповав» их украденной печатью. Еще более реальной такая ситуация может стать, если наряду с печатью похитили и чековую книжку. В этом случае возместить ущерб за счет банка вряд ли удастся. Если подпись будет похожа на настоящую, то представители банка заявят, что «всеми доступными способами удостоверились в подлинности чека» и их вины в случившемся нет.

Поэтому более рациональным, хотя и более дорогостоящим, на наш взгляд, решением является заказ печати по эскизу, отличному от прежнего. При этом потребуется:

  • сообщить о новой печати в налоговую и внебюджетные фонды. В противном случае сдать новый отчет будет проблематично;
  • оформить в установленном порядке новую карточку с образцами подписей и оттиска печати и представить ее в банк;
  • о новой печати можно сообщить своим партнерам (в зависимости от их количества всем или только ключевым). Это позволит исключить конфликтные ситуации при появлении лиц, имеющих на руках доверенности со «старыми» печатями.

Возможные последствия

Что же делать, если похищенная печать все же была использована и в фирму, например, начинают обращаться лица, которые сдали свои сбережения по якобы заключенным с ней договорам?

Как это ни печально, но необходимо снова обращаться в милицию. На этот раз с заявлением о мошенничестве. Лучше это сделать самим и сразу. В противном случае с заявлением о мошенничестве, но только направленным уже против организации, у которой в свое время украли печать, обратятся обманутые вкладчики. Может так случиться, что о фактах использования похищенной печати станет известно лишь от самих правоохранительных структур. Например, после проведения встречной налоговой проверки с фирмой, у которой найдутся накладные, счета и другие документы, заверенные ранее украденной печатью.

Во всех этих ситуациях хорошо, если представляемые документы составлены позднее, чем была совершена кража. Если это так, то достаточно представить документы, подтверждающие факт хищения.

Хуже, если документ составлен задним числом, то есть юридически получается, что он составлялся в то время, когда печать находилась в законном владении и никуда не исчезала. А значит, обязательства возникают у фирмы-потерпевшей. Как вариант, мошенничество совершено именно ее должностными лицами. В этом случае потребуется провести ряд экспертиз, в том числе и почерковедческую. Зачастую такая экспертиза дает неоднозначные ответы. Например, что подпись могла быть сделана директором пострадавшей фирмы. Формулировка «могла быть» в данном случае не подходит. Поэтому следует помнить, что все сомнения в соответствии с российским уголовным законодательством толкуются в пользу обвиняемого (ст. 14 УПК РФ). И если экспертиза не дала однозначного ответа – «подпись совершена тем-то и тем-то», говорить о доказательствах нельзя.

внимание

Руслан Украинский, юрист компании «Гарант»:

«Скрепление документов печатью относится к дополнительным требованиям, которым должна соответствовать письменная форма сделки (ст. 160 ГК РФ). Основным же требованием является наличие подписи лиц, совершающих сделку. Таким образом, наличия печати фирмы на документе недостаточно для признания того факта, что указанный документ исходит именно от этой организации».

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru