| Как бороться с бизнес-манипуляторами
 Источник:
 Сегодня речь пойдет о "манипуляторах от бизнеса", отличающихся особым профессионализмом и коварством. По словам специалистов, чаще всего с угрозой манипулирования приходится сталкиваться на деловых переговорах и в отношениях между руководством и подчиненными. И у методов противостояния в деловой жизни есть ряд особенностей. Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров провел мини-исследование, пытаясь найти ответы на вопросы: какие способы манипуляции особенно распространены в бизнес-среде? Вот к каким выводам пришли специалисты:  1. Манипулятор требует от жертвы принятия решения непременно "здесь и сейчас" (т.к. "завтра будет уже поздно"). В данной ситуации нужно ни в коем случае не принимать решение "здесь и сейчас", не показывать своей реакции. Просто принять информацию к сведению и отложить решение на завтра: "Утро вечера мудренее". 2. Манипулятор играет на "азарте", жадности, зависти и любви к "дармовщине" Он пользуется тем, что человек забывает честно ответить самому себе на вопросы:  И всегда помнить о "бесплатном сыре"! 3. Манипулятор сообщает жертве "страшный эталон", по сравнению с которым "цена просто смешная". Как правило, этот эталон или не существует вообще или искусно "обыгран". 4. Манипулятор отвлекает внимание жертвы, "сбивает с толку".  5. Манипулятор подменяет цель общения - вместо цели X, которой он на самом деле добивается, упор делается на обсуждение цели У, как будто цель Х - нечто уже само собой разумеющееся: "Платить будете наличными или по безналу?" - хотя решение о покупке еще не принято.  6. Манипулятор играет на чувстве собственной важности и значимости собеседника: занимает намеренно "подчиненную" роль, демонстрирует свое незнание, некомпетентность Это приподнимает "жертву" в своих глазах и усыпляет ее бдительность. 7. Манипулятор ссылается на авторитеты или выдает себя за авторитет. 8. Манипулятор использует так называемые "поглаживания":  
    Поддакивание. Дружеские жесты и мимика: хлопок о плечу, обнимание, подмигивание. Заступничество. "Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно". Успокаивание. "Не бойтесь, не волнуйтесь, все хорошо" Использование имени собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Комплименты. "Читал Вашу книгу, не мог оторваться. Это потрясающе!" Сообщение хороших новостей. "Общие интересы": "Я тоже болельщик. Как вчера Зенит сыграл?" 9. Манипулятор играет на дружеских либо родственных связях. Недаром считается, что родственники и друзья - плохие бизнес-партнеры. 10. Манипулятор использует прием "взаимный обмен" - он делает жертве "уступку", создавая впечатление, что отказывается ради нее от чего-то ценного ("Только для Вас я поговорю с начальником, может он позволит сделать скидку… хотя и не хочется его беспокоить… но уж для вас, так и быть…")  11. Манипулятор играет на желании людей быть последовательными в своем поведении. В результате жертва совершает мелкие незначительные действия, незаметно приближаясь к навязываемому решению. Наиболее эффективными приемами противодействия бизнес-манипуляторам специалисты считают следующие: Научитесь говорить "нет" Одна из самых легких добыч для манипулятора - человек, стесняющийся вовремя произнести слово "нет". Лучше иной раз оказаться неправым, чем сомневаться все время. Не понравившемуся собеседнику "нет" нужно говорить решительно.  Держите дистанцию Ценнейшую информацию о потенциальной жертве дает манипуляторам избыточная доверительность и приближенность. Михаил Булгаков не зря писал: "Не разговаривайте с незнакомцами". Будьте непредсказуемы Если человек ведет себя с потенциальным манипулятором непредсказуемо, если его невозможно "просчитать" - он неуязвим, манипулятор теряет возможность влияния на него. Невозможно выиграть, если правила игры постоянно меняются.  Воздержитесь от хвастовства Хвастовство - один из лучших способов вызвать зависть. Человеку же, поставившему себе цель манипулировать кем-то - это указание на слабые стороны потенциальной жертвы, на мишень воздействия. Зная это, многие нарочито демонстрируют скромность. Не обнаруживайте своих слабостей Использование слабостей партнера - основание любой манипуляции. Кому хочется выглядеть трусом, невеждой, нерешительным, жадным, глупым, безвкусным? Напротив, всякий желает казаться достойным, одобряемым, благородным, значимым, покровительствующим, в чем-то превосходящим, иметь хороший имидж и т. д. Чаще всего бизнес-манипуляторы используют: жадность; желание быстро разбогатеть; желание произвести впечатление, покрасоваться и нерешительность.  Есть две стратегии защиты от манипулирования:  Пассивная стратегия заключается в том, что человек принимает условия игры и в ее рамках увеличивает дистанцию между собой и манипулятором, избегает общения с ним, ставит под сомнение его идеи. Например, можно подружиться с манипулятором или демонстративно проигнорировать его предложения.  Вторая стратегия защиты - активное противостояние, отвержение правил игры и даже разоблачение методов манипулятора. Например, можно с интонацией недоверия уточнить какой-нибудь вопрос у манипулятора или попросту спросить: зачем вы все это говорите?  Пассивная защита обычно применяется, когда человек не знает, как поступить, что сделать, как ответить манипулятору или когда он не хочет портить с ним отношения.  Основные методы осуществления пассивной защиты следующие: 
    Совершенно не реагируйте на слова манипулятора, храните молчание, делая вид, что не расслышали или не заметили. Делайте вид, что Вы "туповаты", "тугодум", не взяли в толк, не поняли, о чем речь. Переведите разговор на другую тему. "Соглашаясь" с предложением манипулятора, обязательно оговорите, что окончательное решение или исполнение зависит от Вас, - это дает возможность при желании "отыграть назад". Повторяйте просьбу манипулятора, но уже в форме вопроса, тем самым побуждая его продолжить речь. Если пассивная защита просто останавливает агрессора, то активная стремится сорвать с него маску и нанести ответный удар. Конечно, чаще всего манипулятор отступает уже перед пассивной защитой. Но активная защита пригодится в тех ситуациях, когда можно не бояться открытого конфликта, например, тогда, когда объект манипуляции не находится в зависимости (служебной, материальной и т.д.) от манипулятора. Главное в использовании активной защиты - психологический настрой: не следует стесняться говорить то, что думаете. Защита "Расставьте точки над Ё" При использовании этого метода нужно прямо, не стесняясь, сказать собеседнику о том, что вас тревожит, или потребовать четких объяснений: "Куда это Вы клоните?"; "Ну, и дальше что?"; "Скажите прямо - …"; "Что именно Вы хотите?". Главное - сделать тайные помыслы манипулятора явными. Встречный удар - контрманипуляция Это ответная манипуляция, использующая обстоятельства, созданные самим манипулятором. Притворившись, что не понимаете, что вами пытаются манипулировать, начинайте встречную игру, стремясь завершить ее резким поворотом ситуации - психологическим ударом, приводящим к поражению манипулятора, демонстрирующим ему ваше психологическое превосходство.  Простейший пример: малознакомый собеседник пытается установить психологическое превосходство, с самого начала разговора используя уменьшительно-ласкательные формы обращения к вам по имени: "Ванечка", "Игорек", "Коленька" (т.н. "пристройка сверху"). В этой ситуации вы можете также начать обращение к собеседнику аналогичным способом и делать это до тех пор, пока он не поймет, что психологического перевеса ему не добиться.  |