Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Сопроводительное письмо


Владимир Изотов
Источник: Работа и зарплата

К одному моему знакомому приехал родственник попытать счастья на столичном рынке труда. Немолодой уже мужчина много лет проработал электриком в глубинке и рассчитывал продолжить карьеру в Москве. Обычная ситуация, если бы не резюме данного кандидата. Оказывается, были у человека и «опыт руководящей работы» (два практиканта ПТУ в подчинении), и «целеустремленность с ответственностью», и даже знание двух языков (украинский и белорусский). При этом резюме не вызывало никаких нареканий по структуре и было безупречно оформлено в стиле лучших кадровых агентств…

Наша похвала по этому поводу была встречена родственником с пониманием, но без особой гордости: «А что тут сложного? Пара пустяков. Сын где-то в Интернете нашел готовый шаблон, вставили данные — и все готово!» Работу, правда, быстро найти не удалось. Жить в столице стало накладно, и соискатель отбыл в места прежней трудовой деятельности.
Этот пример из повседневной жизни показывает, что сегодня культура поиска работы поднялась на новый уровень. И наш герой абсолютно прав: составить приличное резюме сегодня очень просто. А это означает, что надо найти какой-то способ усилить свои персональные характеристики, попробовать выделиться из числа многих соискателей. Можно приложить к резюме отзывы с прошлых мест работы, но они не всегда отражают настоящие качества человека. Опытные специалисты по работе с персоналом хорошо знают нередкие случаи, когда отзывы-характеристики являются не только письменным подтверждением ваших профессиональных навыков и достижений, но и своеобразной этической компенсацией при увольнении, замаскированном под уход по собственному желанию. Руководитель, увольняя сотрудника, разводит руками, ссылаясь на объективные и не очень причины, и в конце разговора добавляет: «Конечно, характеристикой я вас не обижу, напишу так, что новую работу найдете в два счета!»
Получается, что даже самая выдающаяся характеристика не всегда способна повысить ваши шансы на успешное трудоустройство. Но есть еще одно действенное средство. Оно появилось в России не так давно, но уже стало почти обязательным дополнением к резюме в процессе поиска престижной и высокооплачиваемой работы. Сегодня мы поговорим о сопроводительных письмах.
 
А может, как‑нибудь без него?
До сих пор очень многие воспринимают сопроводительное письмо как модную «приставку» к резюме, реально ничего не решающую. В таком мнении есть доля истины. Сопроводительное письмо действительно ничего не решает. Единственная его цель — повысить ваши шансы на встречу с работодателем. Ни больше ни меньше. Но в решении именно этой задачи оно способно оказать вам весьма существенную поддержку.
Подавляющее большинство работников кадрового фронта считают, что само наличие сопроводительного письма уже является существенным плюсом. Увидев его среди кипы шаблонных резюме, любой из них с удовольствием отвлечется от рутинной работы и уделит ему хотя бы немного внимания. Кроме того, для внимательного работодателя сопроводительные письма содержат в себе очень интересную информацию, потому что за строчками этого неформального документа несложно увидеть профессиональные качества, характер человека да и просто мотивацию соискателя. Сопроводительное письмо рисует в глазах адресата ваш предварительный профессиональный и психологический образ. И от того, каким он будет, во многом зависит решение о приглашении на собеседование. Именно поэтому при составлении таких писем важно следовать кадровому этикету, обращая особое внимание на стиль и содержание.
 
Правила хорошего «сопровождения»
Сопроводительное письмо (cover letter) — это небольшой текст — «сопровождение» к резюме. Его размер обычно не превышает одной-двух страниц. В современной кадровой среде уже выработаны желательные стандарты и требования к сопроводительным письмам, то есть именно то, что рассчитывает в них прочитать работодатель. Сразу заметим, что отступать от этих правил не стоит.
По своему смыслу содержание сопроводительного письма — это аргументированный ответ на вопрос работодателя: «А почему именно вы?» Все, что вы можете ответить в режиме реального времени, и есть текст сопроводительного письма.
Ваше письмо — четко структурированный документ. Выделите в нем три основных раздела: введение, основной текст и заключение. Введение — это официальная шапка письма. Никогда не адресуйте письмо на имя фирмы, отдела, просто менеджера по работе с персоналом. Обязательно обращение к конкретному человеку — кадровому менеджеру, начальнику отдела, директору компании и так далее  в зависимости от высоты ваших притязаний. Адрес должен содержать фамилию человека. В противном случае ваше письмо превращается в массовую рассылку и его отправляют в корзину на рабочем столе (если письмо электронное) либо под столом! Укажите источник информации о вакансии. Компании важно знать, какие информационные каналы работают.
Содержание основного текста не ограничено строгими условиями, здесь многое зависит от вас. Но помните, желательно придерживаться следующей логической схемы. Сначала напишите подробно о своих профессиональных качествах, успехах и достижениях. В резюме этому обычно уделяют несколько предложений, а в сопроводительном письме вы раскрываете этот вопрос шире. Затем объясните причины обращения именно в эту компанию и свой интерес к определенной вакансии. В западной кадровой практике основной текст сопроводительного письма даже называют мотивационным. Проще говоря, от вас ждут несколько предложений, объясняющих, что же вам собственно нужно от компании. Далее не забудьте написать о собственных профессиональных достижениях, расшифровывая при этом общие фразы из резюме, давая работодателю конкретную информацию.
Среди менеджеров по персоналу в ходу такая шутка, основанная, впрочем, на реальном диалоге. Некоего претендента на должность менеджера по продажам по-просили подробнее раскрыть содержание резюме, где было сказано о предложенных им «перспективных инновациях, резко увеличивших объем продаж…». На что гений розничной торговли с гордостью ответил: «Ну как же! Ведь я предложил составлять прайс-листы не в Word, а в Excel». Комментарии, как говорится, излишни. Как потом выяснилось, это было единственное его «достижение» на предыдущем месте работы. Так что если у вас нет выдающихся успехов, лучше напишите о том, как ваш опыт, навыки и образование могут быть полезны в компании потенциального работодателя. Помните, что профессионалы — люди, не хватающие звезд с неба, но отлично знающие свое дело, — основа любой организации. Не стоит превращать сопроводительное письмо в рассказ о том, что вы могли бы сделать в компании. Это пустая трата времени. Работодателю интересны прежде всего сведения о полученных вами навыках и о практическом опыте, а не ваши планы относительно того, чего вы, вероятно, достигнете на новом месте.
Основной раздел сопроводительного письма — самый информативный, но постарайтесь не злоупотреблять чистой бумагой и, главное, рабочим временем людей, которым оно адресовано. Желательно уложиться в несколько предложений, но здесь есть небольшой секрет: даже в этом небольшом тексте помимо всего прочего нужно ненавязчиво показать работодателю, что вы прекрасно знакомы с деятельностью компании и обладаете максимально открытой информацией о ней. Это необходимое свидетельство вашей профессиональной и информационной осведомленности.
В заключении тоже желательно использовать некоторые секреты. Здесь ваша цель состоит в том, чтобы несколькими словами подтолкнуть работодателя хотя бы на первичный контакт. Избегайте распространенных ошибок, вставляя в письмо фразы типа «Премного благодарен Вам», «с Вашего позволения», «с глубочайшим уважением к Вашей фирме», «Готов встретиться в любое удобное для Вас время» и т. п. Постарайтесь обойтись без подобострастия, даже если эта работа в данный момент вам жизненно необходима. Такие словесные конструкции чаще всего кажутся неискренними, а последняя фраза и вовсе характеризует человека как откровенного бездельника, единственным занятием которого является ожидание откликов на свое резюме.
Лучше ограничиться строгими, деловыми фразами: «Сообщите, когда Вам можно позвонить для уточнения деталей» или «Охотно встречусь с Вами в предварительно согласованное время». Полезно знать также лингвистические, а точнее психологические приемы, повышающие ваши шансы на встречу с адресатом письма. Можно акцентировать внимание на вашей готовности к собеседованию, на котором вы «расскажете все подробности реализованных проектов, так как объемы данного письма не позволяют это сделать». Не слишком хитрый, но достаточно эффективный прием, особенно если вашим предыдущим работодателем была компания-конкурент. Даже если перспективы вашего трудоустройства весьма туманны, вас могут пригласить просто поговорить (интересно же узнать информацию о конкурентах от бывшего сотрудника). А в процессе собеседования уже многое будет зависеть от вас.
 
Как дождь и радуга
И напоследок еще несколько советов. Представив себя на месте получателя, прочитайте письмо перед отправкой. А теперь ответьте на вопрос: «Какое впечатление оно производит?» Хорошее письмо должно создать впечатление, что вы идеально подходите на данную вакансию.
Важно также обратить внимание на то, как соотносятся резюме и сопроводительное письмо. Они должны иллюстрировать и дополнять друг друга. Не стоит в послании повторять резюме. Перед отправкой тщательно сверьте содержание обоих документов. Малейшие разногласия или фактические несоответствия способны свести к нулю всю вашу работу. В процессе написания текста вы сами поймете, что резюме и сопроводительное письмо неотделимы друг от друга. И это верный признак того, что соискатель, подобно герою небезызвестной рекламной кампании, «все правильно сделал!».
Как образно заметил один из западных гуру по работе с человеческими ресурсами: «Резюме и сопроводительное письмо должны всегда быть вместе, как дождь и радуга. Вроде бы, можно и по отдельности, но уже не так красиво».
На Западе, начиная с середины прошлого века, кадровые агентства, как правило, сами рекомендуют кандидатам прикреплять к резюме сопроводительное письмо, предлагая помощь в их составлении. Недавно такие услуги появились и у нас. Не исключено, что в следующий раз герой, упомянутый в самом начале статьи, привезет с собой резюме, подкрепленное сопроводительным письмом.
 
Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru