Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

ИТ-специалисты стали чаще менять работу



Источник:

На протяжении последних пяти лет эксперты активно обсуждают во­просы кадрового ИТ-рынка — тенденции и прогнозы, профессиональ­ную востребованность и кадровый голод, динамику зарплаты, ищут пути решения встающих проблем. Но конку­ренция за персонал обостря­ется год за годом.

Необычайно динамичный ИТ-рынок развивается бы­стрее кадрового, и, как след­ствие, спрос на высококвалифицированных ИТ-спе­циалистов в несколько раз превышает предложение. По оценке экспертов Министер­ства информации и связи РФ, ежегодная нехватка специа­листов по управлению информационными системами составляет от пяти до десяти тысяч человек. И на фоне бе­зусловной востребованности аппетиты ИТ-профессионалов растут. Продолжа­ются разговоры о том, что образование отстает от потребностей ИТ-сферы, и этот факт сильно подогревает кадровый рынок.

Каков средний срок работы ИТ-специалиста на одном месте?

Результаты наших исследований на на­чало 2006 г. ошеломили. ИТ-специали­сты стали чаще менять работу. Совсем недавно можно было говорить о среднем стаже на одном месте в полтора-два года, сейчас большинство оставляют компа­нии уже через год. И причины перехода нередко не бывают связаны с успешным завершением проекта.

Даже самые верные сотрудники, про­работавшие более трех лет, изучают пред­ложения кадрового рынка и примеряют их на себя. Так, миграция программистов по компаниям стала обычным явлением.

А что думают, чувствуют и как реаги­руют сами ИТ-специалисты на ситуацию такой непривычной популярности, когда именно им отводится роль арбитра, а предложения от работодателей сыплют­ся, как из рога изобилия, причем одно краше другого? Как сохранять лояль­ность компании? Безусловно, востребованность вскружила голову "айтишникам". Но многие из них жалуются, что их почтовые ящики забиты предложени­ями о новой работе и это сильно выбивает из трудово­го ритма. Многие же подда­ются соблазну и покидают компании.

И на кадровом ИТ-рынке стали рождаться мифы

Миф 1. Я знаю свою рыноч­ную стоимость.

Мнение кадрового агент­ства: часто финансовые ожидания бывают сильно за­вышены.

Желание специалиста уве­личить зарплату должно быть подтвер­ждено профессиональными данными и потенциалом. Работодатель, задавшийся целью переманить у конкурента готового специалиста, должен понимать, к чему приводит процесс бесконечного повы­шения зарплаты. Искусственно завышая оплату труда, работодатели стимулируют рост амбиций у персонала и становятся заложниками собственных сотрудников.

Миф 2. Рынок предложений безграни­чен, меня с удовольствием возьмут в лю­бую фирму.

В связи с тем, что высококлассные спе­циалисты рассматривают сразу пять-семь равных по значимости предложе­ний о работе и выбирают между компаниями, они перестают заботиться о своей деловой репутации и становятся менее щепетильны в вопросах этики и морали. Находясь в поиске своего сча­стья, специалист подтачивает отношения в коллективе, халатное отношение к ра­боте приводит к нелицеприятному рас­ставанию.

И, как правило, его представления о будущем работодателе идеализированы. Специалист оценивает потенциал фир­мы по совокупности критериев: компен­сационный пакет, известность организа­ции, репутация на кадровом рынке, возможность профессионального роста в сочетании с интересными проектами, атмосфера в коллективе, условия труда и многое другое. И меньше думает о своих возможностях и желаниях руководите­лей этой фирмы.

Многим хочется работать в крупной известной организации с неформальной семейной обстановкой, иметь свободный график работы и получать высокую "бе­лую" зарплату, соцпакет, перспективу карьерного роста и обучения за счет фирмы.

Противоречие заключается в том, что там, где большие деньги, возможности сделать карьеру и использовать новейшие дорогостоящие технологии, существует жесткая формализация всех бизнес-про­цессов, четкая структура, узость задач.

Например, программисты любят "до­машние компании", у большинства вели­ко желание работать над западными про­ектами вроссийских организациях. Специалисты по продажам предпочита­ют западные бренды.

Какие причины подталкивают сотрудников рассматривать предложения о новой работе уже через год?

Если в 2003 г. речь шла о завершенных проектах и этот факт становился главной причиной перехода кандидата на новое место работы, то к 2006-му ситуация сильно изменилась.

Наша статистика взаимоотношений с кандидатами на ИТ-вакансии за второе полугодие 2005-го показала, что самый распространенный вопрос специалиста в телефонной беседе касается текущих и будущих проектов потенциального рабо­тодателя, успешности организации. Са­мый важный вопрос в ходе очной беседы — оплата труда, периодичность её повышения и социальные льготы.

О чем говорит статистика?

Ценные работники обнаружили свою подлинную стоимость и увидели собст­венную значимость на рынке труда, и те­перь они нередко спекулируют своим опытом.

Результаты опроса 950 ИТ-специалистов различной квалификации по теме "Что для вас является приоритетным при выборе новой работы?"

Если российские компании предла­гают карьеру, обучение, интересные проекты и уникальные отношения в кол­лективе в обмен на квалификацию спе­циалиста, то зарубежные фирмы выбра­ли иной путь подбора
ИТ-кадров. Предлагается очень привлекательный комплекс мотивационных мероприятий (как правило, речь идет о "белой" зар­плате, причём значительно выше рыноч­ной, полном социальном пакете, дорогом офисе, пышных корпоративных мероприятиях и т. д.), и привлекательность та­ких компаний на кадровом рынке про­должает расти.

И вот какие получились результаты: 67% опрошенных ИТ-специалистов при­влекают материальные аспекты мотива­ции, и только 33% интересуются сутью бизнеса компании-работодателя. И не­смотря на то что
ИТ-отрасль развивается очень быстро, полученные знания и на­выки быстро устаревают и для
ИТ-профессионала важно поддерживать свою квалификацию, основным мотивирую­щим фактором при смене работы являет­ся зарплата.

Привлекательность работодателя

Интересно проследить, как с течением времени меняется точка зрения потен­циальных кандидатов при выборе рабо­тодателя. Ниже приведены ранжирован­ные результаты исследования по итогам минувшего года.

1. Компенсационный пакет: "белый" оклад, значительно более высокий, неже­ли на текущем месте, бонусы за выпол­ненную работу, социальные льготы (не считая обязательных льгот по трудовому законодательству).
2. Интересные задачи или проекты, возможность на 100% использовать свой потенциал и продвинуться по карьерной лестнице, а также получить сертификаты и дополнительные профессиональные навыки.
3. Репутация организации, отношение руководителей к подчиненным, корпора­тивная культура и, конечно, харизма ру­ководителя компании.

В 2004-м ситуация была иная: на пер­вом месте стояла репутация организации.

Здесь хочу отметить, что ИТ-специа­листы предпочитают профильные ИТ-компании, особенно в области консал­тинга, потому что там можно одновре­менно работать в различных проектах, используются новейшие технологии и имеются возможности повышения ква­лификации. При условии, что команди­ровки бывают один-два раза в год, не бо­лее. Частые командировки — фактор, не привлекающий сегодняшнего кандидата.

Что делать в ситуации кризиса на рынке труда?

Уменьшить потребность в новых сотруд­никах, сумев удержать имеющихся. Про­стое увеличение зарплаты не поможет, подходить нужно комплексно — важно, чтобы у людей не возникало соблазна уйти к конкуренту. Для того чтобы успе­вать за движением кадрового рынка, же­лательно два раза в год вносить коррек­тировки в кадровую политику.

И успех сопровождает тех работодате­лей, которые имеют ясную кадровую по­литику, технически грамотный HR-отдел, четко сформулированные задачи, профес­сиональные и личностные требования по вакансиям, продуманные комплексные мотивационные мероприятия, честность при приеме кандидата на работу и грамот­ное увольнение сотрудников.

Важно больше внимания уделять репу­тации организации, чтобы мнение о ней на кадровом рынке оставалось всегда по­ложительным.

На что работодатель делает акцент при выборе сотрудника?

1. Лояльность и желание длительное время работать именно у него.
2. Человеческая предсказуемость и этичность.
3. Профессиональные качества, опыт работы в данной сфере, а также способность справиться с поставленной задачей.

Решив задачу поиска и подбора персонала, фирма неизбежно сталкивается с задачей его удержания.

Основные тенденции на кадровом рынке ИТ-специалистов к началу 2006 г.

Тотальный дефицит высококвалифициро­ванного ИТ-персонала продолжается и приводит к тому, что мы имеем дело с рын­ком, на котором условия диктует специа­лист. "Свободных" квалифицированных ка­дров практически нет, и налицо конкурен­ция за персонал. Количество предложений для специалистов стремительно увеличива­ется. Если внимательно просмотреть дан­ные по опубликованным в Интернете вакан­сиям, то практически каждый системный интегратор, софтверная и другие компании ИТ-бизнеса имеют открытые вакансии. Вы­сококвалифицированный специалист, жела­ющий сменить место работы, имеет огром­ный выбор (в среднем рассматривает сразу семь предложений, и в течение одной-двух недель определяется с переходом на новое рабочее место).

"Скачки" специалистов из компании в компанию, причем в 80% случаев сотрудни­ки покидают фирму по собственному жела­нию. Количество увольнений специалистов по воле работодателя резко сократилось. Следует заметить, что особенно переходы из компании в компанию учащаются в январе — феврале, кода выплачены все годовые премии и высказаны предложения по дальнейшему развитию специалиста в организации, и осенью — после периода отпусков. Мы провели опрос ИТ-специали­стов по теме "Сколько времени человек го­тов работать у одного работодателя?". Па­радокс заключается в том, что большинство респондентов не заинтересовано в частой смене работы, и желает стабильного разви­тия в рамках одной организации в течение как минимум пяти лет. Важными условиями, при которых такая лояльность возможна, являются объективная оценка результа­тов труда со стороны руководства, регуляр­ное повышение оплаты в соответствии с динамикой кадрового рынка и личными до­стижениями, карьерный рост и интересные финансово обеспеченные проекты.

Все чаще работодатели становятся зало­жниками своего персонала, отмечаются случаи шантажа своей незаменимостью. Желание специалиста улучшить свое фи­нансовое положение естественно. Но стоит ли для этого анализировать предложения других работодателей, может, выгодней по­говорить с руководителем и обосновать свои желания до принятия решения об ухо­де? Со своей стороны, руководители фирм всеми силами стараются удержать персо­нал, предлагая очень привлекательные ус­ловия, но уже по факту желания сотрудни­ка уволиться. И часто эти действия не оп­равданны. Завышая зарплату, работодатели стимулируют рост амбиций у персонала. По нашим данным в пять раз возросло количе­ство контрпредложений. Зачастую нович­кам предлагаются лучшие финансовые ус­ловия, нежели старожилам. И этот факт становится причиной нарастания конфликта в коллективе. Все такие действия приводят к кадровым проблемам: текучесть кадров, выгорание персонала, отрицательная репу­тация компании на кадровом рынке.

Следствием роста амбиций кадров яви­лось значительное повышение зарплат и несовпадение возможностей работодателя с пожеланиями кандидата. Мы отмечаем, что зарплата растет несоизмеримо с квали­фикацией специалиста.
Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru