Сайты по подбору персонала пестрят объявлениями о найме квалифицированных рабочих и инженеров с зарплатами $1000 и выше. Но вакансий больше, чем желающих их занять. Семь лет экономического подъема создадут напряжение на каком угодно рынке труда, но российский случай осложняется тем, что созданная при плановом хозяйстве система профессионального образования слабо реагирует на спрос со стороны растущих отраслей и компаний.
1,8 млрд руб. подбросит правительство
в 2007 г. на реформу профобразования
Специалист по массовым проектам рекрутингового агентства Людмила Кузенкова называет подбор персонала для заводов “адской работой”. Людей трудно зазвать на собеседования, а те, кто приходит, в большинстве случаев никуда не годятся. “Если раньше я могла из 50 человек взять на производство 30, то сейчас бывают проекты, где из 1000 устроить на работу можно только 10”, — жалуется Кузенкова.
Нехватка квалифицированных рабочих — одно из основных препятствий для роста деловой активности. Месяц назад Всемирный банк опубликовал данные опроса, по которым дефицит грамотных рабочих вышел на второе по значимости место (после налогов) среди проблем, волнующих российских предпринимателей. А Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), где тон задает крупный бизнес, и вовсе считает, что кадры — главная головная боль бизнеса. “Владельцы заводов бьют тревогу, — рассказывает Михаил Лукьянчук, ответсек рабочей группы РСПП по реформированию образования. — Менеджеров и экономистов найти еще можно, а вот грамотных технологов в ближайшее время не будет совсем”.
КАДРЫ В ЛИЦАХ
Когда австрийская Egger решила строить деревообрабатывающий завод в Шуе, в городе было всего три крановщика, но только один смог работать — жена заставила его “зашиться”: на работе требовались непьющие. На производство квалифицированных рабочих тоже не нашлось — вывозили уже из Иванова. Но и в областном центре свободных работников негусто. “Приходится или переманивать с соседних предприятий, или готовить своих учеников”, — говорит гендиректор ивановской машиностроительной компании “Кранэкс” Вячеслав Филатов. 30 городских ПТУ выпускают всего 20 станочников широкого профиля в год, которые сразу же “расходятся” по разным предприятиям.
Профессиональные рабочие и мастера с каждым годом становятся все ценнее и зачастую стоят дороже людей с высшим образованием. Если ничего не предпринимать, дальше будет еще хуже. Россия стоит на краю очередной демографической ямы: в ближайшие годы количество молодых людей резко уменьшится, из-за чего, по оценке РСПП, техникумы недосчитаются до 40% учащихся, а учреждения начального профессионального образования — до 80%. “У нас на миллион в год трудовые ресурсы сокращаются. Россия скоро будет импортировать рабочую силу, особенно на профессии, связанные с физическим трудом”, — мрачно прогнозирует директор по персоналу “Alcoa-Россия” Руслан Ильясов.
Все безнадежно? Не факт. На страну пролился дождь нефтедолларов. Возможно, с их помощью удастся построить новую систему подготовки средне- и высококвалифицированных кадров. Государство нашло с бизнесом полное взаимопонимание — денег не жалеть. Дело за малым — превратить “социальные отстойники” в кузницу кадров для новейших производств.
НАУКА ТРУДА
Первая операционная система появилась в России задолго до компьютеров. Ее разработал во второй половине XIX в. сотрудник Императорского технического училища Дмитрий Советкин. Свою “операционную систему” ремесленного образования (в остальном мире ее называли “русской системой”) Советкин пропагандировал на Всемирных выставках в Вене, Филадельфии и Париже. Ее смысл — готовить квалифицированных рабочих, постепенно обучая их все более сложным операциям, чтобы передавать им не только навык, но и понимание, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.
В Стране Cоветов практику Советкина поставили на конвейер. Сначала школы фабрично-заводского ученичества, а потом и профтехучилища готовили сотни тысяч рабочих в год. На этапе индустриализации эта модель была эффективной: производительность вчерашнего крестьянина в городе резко возрастала и без освоения им вершин профессионального мастерства. “Исторически начальное [профессиональное] образование было формой социализации крестьянских масс, которые по разным причинам хлынули из деревни в город и которых надо было приобщать к индустриальному производству. ФЗУ и ПТУ были формой социализации, — отмечает ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. — Никакого серьезного образования они не давали”.
Проблемы начались с усложнением структуры экономики, когда из института социализации ПТУ превратились в место ссылки для отстающих учеников средней школы, а в техникумы пошли те выпускники, которым не хватало знаний или денег для поступления в институт. Так что от социализма Россия унаследовала не только разветвленную систему начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), но и крайне низкий престиж этой системы. А поскольку учеба в ПТУ или техникуме не освобождает от службы в армии, нет ничего удивительного в том, что за 15 лет после распада СССР количество выпускников вузов почти удвоилось, ПТУ — упало в 2 раза, а техникумов — осталось практически на прежнем уровне.
Система не удовлетворяет спрос со стороны предприятий ни количественно, ни качественно. Только 13% вновь прибывающих на рынок труда имеют среднее профессиональное образование при потребности 37% (оценка РСПП). С другой стороны, сейчас даже эти 13% не могут найти применения своим навыкам: 20% всех безработных — выпускники средних профессиональных учебных заведений.
ЗДЕСЬ — ВЫХОД
Новолипецкий металлургический комбинат “взял на буксир” профильное училище № 10. А поскольку определять образовательные стандарты ПТУ — прерогатива чиновников, комбинат, по словам вице-президента НЛМК по кадрам и системе управления Станислава Цырлина, ежегодно “доучивает” уже на производстве 2000 новичков (это 5% от общего состава). “Наш опыт сложно скопировать, в масштабах страны проблему таким образом не решить”, — полагает Цырлин.
Адаптироваться к рынку пытаются и сами ПТУ. “Станочников и электронщиков готовим по целевому заказу, — рассказывает директор Чебоксарского профессионального лицея Алексей Судленков. — Вот только сегодня нам заказали 20 электромонтажников”. Будущий машиностроитель Максим Воробьев одновременно с занятиями в лицее заочно учится в Чебоксарском университете. По словам Воробьева, лицей дает ему больше полезных знаний, чем университет. “Наша специальность очень востребована на рынке, проблем с трудоустройством никаких, — говорит Воробьев. — Можно устроиться практически на любое из ведущих предприятий и через год получать 20 000-25 000 в месяц”. Ровесники, торгующие мобильными телефонами, по его сведениям, могут рассчитывать на зарплату 6000 — 8000 руб.
Ассоциация строителей России превратила Московский колледж градостроительства в настоящую кузницу кадров. За деньги предпринимателей колледж готовит каменщиков, электросварщиков, монтажников и всех, кто нужен на стройке. Чтобы гарантировать лояльность будущего сотрудника, строительные компании направляют в колледж рабочих, с которыми уже заключен контракт. По словам директора департамента науки и подготовки кадров Ассоциации строителей России Владимира Швеца, если речь идет о 3-4-летнем образовании, один учащийся обходится компании в 20 000 руб. в год. Бюджет тратит на подготовку одного работника даже больше: в 2005 г. один учащийся в НПО обходился казне в 25 800 руб. в год, а в СПО — в 29 700 руб.
Там, где нет рыночного спроса на рабочих, лицеи сами могут его создавать. Директор профессионального лицея № 6 в алтайском рабочем поселке Тальменка Владимир Фартушин взял на баланс лицея технику, оставшуюся от разорившейся строительной госкомпании, и теперь лицеисты учатся и строят одновременно. Лицейская компания возвела два жилых дома и школу, сейчас строит еще одну школу и акушерский корпус районной больницы. Научившись зарабатывать, лицей закупает новые краны и оборудование, платит зарплату студентам, да еще и имеет небольшую чистую прибыль — 1 млн руб. в 2005 г. Поучиться уму-разуму у Фартушина приезжают коллеги из Алтайского края, Новосибирской области и Тывы.
А где-то якорные инвесторы поднимают ПТУ на паях с региональной властью. Компания “Феликс”, столкнувшись с нехваткой кадров деревообрабатывающего комбината в Жарковском (Тверская область), договорилась с губернатором Дмитрием Зелениным об открытии в поселке филиала ПТУ. Область предоставила помещение и выписала преподавателей, а комбинат поставил все оборудование и открыл цеха для учебной практики. “Хороший первый опыт, когда под градообразующее предприятие специально создается учебная программа, создается филиал лицея, который именно для комбината готовит специалистов”, — доволен председатель совета директоров “Феликса” Илья Кондратьев. На обучение рабочих “Феликс” тратит 1 млн руб. в год — в среднем выходит по $100 на человека.
Проблем с набором у “Феликса” нет. В Жарковском учебных заведений раз-два и обчелся. Чтобы привлечь студентов в Москве, крупнейшему российскому автодилеру, группе компаний “Рольф”, пришлось назвать свое профтехучилище попышнее — Rolf Automotive Business School. Учебный центр с “импортным” названием уже выпустил 20 жестянщиков. Владелец “Рольфа” Сергей Петров хочет довести выпуск специалистов до 700 в год. Тогда и понадобится репутация — чтобы шли “карьеристы”. “Образование будет ориентировано на клиентский сервис, — делится планами Петров. — Будем готовить специалистов, которые не столько автомобили обслуживают, сколько людей”.
ПОКОЛЕНИЕ NEXT
Намучившись с советскими кадрами на нижегородском ГАЗе, руководство “Базового элемента” задумало “не просто произвести косметические операции, а коренным образом изменить систему подготовки, которая вытянет за собой и повышение статуса рабочего, и повышение производительности труда”, рассказывает Филипп Мурашов, менеджер по управлению персоналом “Базэла”. Проект Олега Дерипаски с ГАЗом забарахлил, по крайней мере отчасти, именно из-за кадрового кризиса. “Теперь он хочет принципиально сменить технологию, потому что понял, что в этой системе он людей не перестроит”, — считает член Общественной палаты Адамский. И тут не обошлось без заимствований. Молодежь, которая придет в 2007 учебном году в Нижегородский автомеханический техникум, столкнется с такими предметами, как DFSS (Design For Six Sigma), POIAM (Plan, Organize, Integrate, Apply, Measure), MAIC (Measure, Analyze, Improve, Control) и Lean Manufacturing. Заодно студентов научат проходить собеседования, общаться с работодателем и строить карьеру. Страшные для уха русского человека предметы должны по замыслу организаторов воспитать техников нового поколения. “Базэл” готов потратить $3 млн на переобучение преподавателей и директоров в одном техникуме и шести ПТУ в Брянске, Нижегородской и Ярославской областях, а также на разработку профессиональных стандартов по 10 ключевым специальностям машиностроения.
Мурашов верит в то, что с нынешним контингентом ПТУ удастся справиться. “У каждого из них есть презумпция невиновности. Качество процесса может вытянуть любого ученика”, — надеется он. И все-таки социальную планку новых рабочих и техников надеются поднять. “Придется заниматься вопросами профориентации в школах, рекламой — тем, что называется "маркетинг учебного заведения"”, — прогнозирует Мурашов. Для этого директора базэловских ПТУ пройдут специальные курсы маркетинга.
ОТДЕЛЯЙ И ЗАКРЫВАЙ
Исправлять механизм по частям решили и в Москве. Глобальное регулирование такой емкой индустрии может захлебнуться, кочуя из отдела в отдел Министерства образования и науки. Поэтому было решено отдать все ПТУ и половину техникумов регионам — на местах виднее, какие специальности пользуются большим спросом.
В Чувашии по заказу правительства республиканская торгово-промышленная палата провела мониторинг рынка труда из 178 профессий и выявила самые востребованные. Оказалось, больше всего нужны республике каменщики, штукатуры, электромонтажники, а бухгалтеров, секретарей и компьютерщиков — переизбыток. Получив эти данные, чиновники закрыли два ПТУ, прекратили или уменьшили набор по 14 квалификациям, а по востребованным специальностям, напротив, объявили донабор. “Получилась у нас не социально ориентированная система, а, наоборот, рыночная”, — гордится Владимир Яковлев из республиканского министерства образования.
В Пермском крае тоже начали с мониторинга. Выяснилось, что газоэлектросварщики предприятиям нужны, а экономисты — нет. Обучение по востребованным работодателями специальностям регион будет финансировать и дальше, а расходы на “гуманитарное” образование — сокращать, рассказывает сенатор от Пермского края Татьяна Попова.
Платить за перестройку профессионального образования готовы не только корпорации и регионы, но и федеральный центр. В следующем году на реформу НПО и СПО правительство потратит 1,8 млрд руб., в 6 раз больше, чем в 2006 г. Деньги достанутся 60 техникумам на модернизацию подготовки специалистов самой нужной квалификации. Заодно директоров ПТУ и техникумов подучат, как грамотно тратить деньги. В 2006 г. РСПП впервые вывез их на повышение квалификации в Англию. “Надо, чтобы люди контактировали с успешными системами, — объясняет Лукьянчук. — 30 директоров вернулись другими людьми. Они теперь понимают, что теряли деньги, которые лежат под ногами”.
Судленков из чебоксарского лицея мечтает наладить обучение станочников, на которых хороший спрос. Дело за малым: купить лабораторные копии японских станков и подготовить преподавателей. Для счастья ему не нужно $1 млн. Хватит 1 млн руб.