Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Зачем нужен МВА


Аркадий Пригожин
Источник: http://www.ruptur-russia.ru

И тут генеральный дал волю своему гневу: “Я совсем не для диплома оплачиваю половину твоего обучения! Мне нужно, чтобы ты научился смотреть выше и дальше офиса, чтобы ты смог мыслить перспективно”. Когда мы снова остались вдвоем, он с досадой начал бранить все наше бизнес-образование за “контрафактные” дипломы — именно так он выразился. Он хорошо знал, о чем говорил: сам показывал мне фотографию своей группы, выпускников известной бизнес-школы...

Как-то заработался я допоздна с одним клиентом. Под конец он сказал: “Тут, конечно, следовало бы моего комдира спросить”. Я ответил: “Давайте пригласим”. — “Жаль, но сегодня он как раз в бизнес-школе. Впрочем, попробую”. Он набрал номер, и коммерческий директор немедленно явился. Мы разобрались по сути дела, а потом генеральный спрашивает его: “Но ведь ты сегодня должен был быть на своей программе МВА?” А тот ему: “Да работы много. Но ничего, диплом ведь я принесу”. И тут генеральный дал волю своему гневу: “Я совсем не для диплома оплачиваю половину твоего обучения! Мне нужно, чтобы ты научился смотреть выше и дальше офиса, чтобы ты смог мыслить перспективно”. Когда мы снова остались вдвоем, он с досадой начал бранить все наше бизнес-образование за “контрафактные” дипломы — именно так он выразился. Он хорошо знал, о чем говорил: сам показывал мне фотографию своей группы, выпускников известной бизнес-школы, — все в академических мантиях и квадратиках с кисточками на головах. Он пальцем указал на какое-то количество лиц (не более трети), включая собственное, которые, по его мнению, дипломы получили заслуженно: регулярно занимались и применили новые знания на практике.

Что происходит на рынке бизнес-образования? Увы, то, что и на некоторых других. На рынке бизнес-образования появляются пока слабые, но значимые сигналы о возможном кризисе. Изложу мои личные наблюдения преподавателя на программах МВА самых разных бизнес-школ. Во-первых, легкая доступность дипломов: если вы оплатили полный курс обучения и ваш помощник (родственник), а то и вы сами набрали из Интернета какой-то объем подходящих текстов — место на той фотографии вам обеспечено. Иногда я встречал систему учета посещаемости: каждый расписывается на специальном листке — независимо от того, пришел он в начале или в конце занятий. Второе: вечерничество — вот основная форма проведения занятий в бизнес-школах, включая и программы МВА. Работа на фирме и без того тяжела, особенно руководящая. После стрессов рабочего дня найти в себе силы на сложный интеллектуальный труд — это геройство. В большинстве случаев сил на это не хватает. Слушатели добираются до аудиторий кто когда сможет, появляясь то в разгар занятий, то в конце их. То командировки, то начальник не отпустил, то клиент задержал… Третье: берусь утверждать, что в большинстве наших бизнес-школ для руководителей в роли преподавателей выступают вузовские доценты и профессора, умеющие обучать вчерашних школьников. У них нет и не может быть достаточных знаний практики бизнеса, и преподают они по учебникам.

Итак, дело не в программах МВА, а в их фактическом исполнении. Программы выравниваются естественным образом, просто тиражируются. Методы обучения в меньшей мере, но тоже постепенно распространяются примерно в одинаковых вариантах: деловые игры, учебные кейсы, дискуссии между слушателями — все это многократно распечатано и разобрано преподавателями. Выдержать обещанное качество программ, наполнить их реальным содержанием с полноценной передачей слушателям — совсем другое дело, и вряд ли где оно удается у нас вполне. Причины неудач двухсторонние: они идут как от организаторов бизнес-образования, так и от его потребителей.

Какой же выход? По-моему, отмеченные здесь тревожные тенденции будут нарастать. Но кризис можно упредить, если предпринимательское сообщество возьмет инициативу на себя. Вам, господа руководители, придется раньше или позже выбрать или создать такую авангардную бизнес-школу, которая заявит принципиально иные основы вашего обучения. Эта бизнес-школа провозгласит: наш клиент — не слушатель, а работодатель! Отсюда следует, что она дает диплом только тем, кто освоил полную программу обучения и подтвердил это дипломной работой, оцененной независимыми экспертами или же главами их компаний. Далее: к преподаванию там допускаются только эксперты и консультанты, а по теоретическим разделам — ученые и исследователи. Их учебные материалы должны строиться на личном опыте решения экономических, управленческих, маркетинговых и иных задач в отечественных бизнес-организациях. Здесь подойдет концепция так называемого консультационного обучения. В чем его суть? В сочетании теории и личной практики преподавателя с индивидуальным подходом к потребностям каждого слушателя, с конкретной помощью ему в решении его управленческих задач, в том числе и с выходом в его организацию. Оплата труда преподавателей и их категорийность должны зависеть не столько от оценок слушателей (они часто предпочитают занимательность занятий и снисходительность на экзаменах), сколько от отзывов работодателей и рейтингов в их профессиональной среде. Кто возьмется?

Автор — президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению


Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru