Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Разум и чувства: как найти баланс?


Анастасия Иванова
Источник: Элитный персонал

«Эмоции вредят бизнесу!» Эта установка традиционного менеджмента с каждым днем утрачивает свою актуальность. Сегодня эксперты говорят о важности эмоциональных факторов. Значит, «управление чувствами» способно принести менеджеру большие дивиденды, чем сухой рационализм?

Учитесь властвовать собой
Дмитрий К. был одним из претендентов на должность генерального директора строительной фирмы. На собеседовании кандидат уверенно заявил, что у него нет слабых сторон, поскольку он никогда не поддается эмоциям. Это выступление очень понравилось владельцу компании. Вскоре Дмитрия назначили на желанную должность и предоставили необходимые полномочия. Однако спустя три месяца управленец стал заложником своего имиджа "человека без нервов". Он не мог расслабиться ни на секунду и требовал того же от подчиненных. Дмитрий построил систему строгой отчетности, говорил с сотрудниками только на "языке цифр" и полностью игнорировал эмоциональную сторону жизни компании. "Бесчувственный" менеджер начал вызывать явное сопротивление подчиненных, привыкших к доверительным отношениям с руководством. В итоге проект был фактически сорван, а Дмитрий из-за нервных перегрузок попал в больницу.
Результат закономерный, если принять во внимание, какое огромное количество ресурсов менеджер тратил на подавление собственных чувств и переживаний. С одной стороны, контролировать себя необходимо. Но с другой - нередко упускается из виду очень важный нюанс: управлять эмоциями - не значит подавлять их. "Одна из ключевых компетенций руководителя - понимать, при каких обстоятельствах эмоции "работают", а при каких нужно делать ставку на сухой расчет", - поясняет
Наталья Жадько, программный директор компании "Большая перемена".
Ирина М. к 25 годам стала начальником управления инвестиционного банка. Девушка всегда очень болезненно воспринимала любую критику: или расстраивалась до слез, или вступала в конфронтацию. Ирина понимала, что не сможет развивать карьеру, если не научится конструктивному диалогу с оппонентами. Молодая женщина обратилась к коучу. Выяснилось, что Ирина с детства по любому поводу была вынуждена добиваться одобрения строгих и требовательных  родителей. Коуч дал руководительнице оригинальное задание: два часа гулять по центру города с табличкой, где было написано: "Я далека от совершенства и идеала". Это испытание позволило Ирине "перенастроиться" и понять, что она не обязана быть идеальным менеджером. С тех пор критика перестала вызывать у нее бурную эмоциональную реакцию. Замечания превратились из источника раздражения в источник информации, помогающий выстраивать план действий.

Эмоциональный интеллект
Многие компании, формируя кадровый резерв, делают ставку на сотрудников с высоким IQ (коэффициентом интеллекта). Но существует и другая тенденция, опирающаяся на новый критерий - EQ, коэффициент эмоциональности, или более точно - эмоциональный интеллект. На первый взгляд кажется, что это противоречие. Но в действительности речь идет о возможности учитывать множество дополнительных факторов при оценке личности человека и его профессиональных возможностей.
Так, одна фирма по производству напитков, подбирая руководителей подразделений, использовала стандартные методы найма. В результате в течение двух лет около 50% менеджеров были уволены из-за низкой эффективности. Тогда схема подбора была изменена. Менеджеров стали нанимать на основе компетенций эмоционального интеллекта. Из них за тот же период было уволено только 6%. Более того, подразделения, которые возглавляли руководители, нанятые на базе оценки эмоционального интеллекта, значительно чаще получали премии за эффективность работы и перевыполнение плана.

  • Эмоциональный интеллект - навык самоанализа, понимания своих чувств и скрытых мотивов. Он позволяет сделать взаимодействие с окружающим миром наиболее успешным как в области личных отношений, так и в профессиональной сфере.
    Эмоциональный менеджмент - управление эмоциональными ресурсами организации с целью повышения ее эффективности.

Почему развитый эмоциональный интеллект позволяет с наименьшими затратами энергии достигать целей в бизнесе? Во-первых, человек с высоким уровнем EQ всегда быстро находит истинную причину конфликта или проблемы, так как ему ясны и собственные мотивы, и мотивы окружающих. Во-вторых, сразу же начинает исправлять ситуацию, вместо того, чтобы тратить время на негативные переживания. В-третьих, он психологически "неуязвим" для манипуляций или агрессивной критики.
Мария Н. несколько лет работала в нефтегазовом холдинге. Начинала экономистом, постепенно выросла до начальника департамента, получила степень МВА. После успешного завершения нескольких проектов ее назначили директором филиала. Правда, с испытательным сроком. Коллеги, привыкшие к сугубо мужскому руководству и деловому общению в формате "клуба джентльменов", восприняли приход Марии в штыки. Ей была объявлена "холодная  война": сотрудники саботировали распоряжения, вносили беспорядок в документы, не гнушались распускать слухи о личной жизни руководительницы. Особенно отличался заместитель Марии, молодой и амбициозный менеджер.
Однако в трудной ситуации, которая могла бы привести к нервному срыву и увольнению, Мария задействовала навыки эмоциональной компетентности. Сначала она внимательно наблюдала за коллегами, слушала, как они общаются между собой, осваивала "птичий язык". Это помогло ей понять характеры, слабости и достоинства сотрудников. В дальнейшем при общении с каждым из них, она вела себя гибко: могла проявить и максимум обаяния, и жесткость. С заместителем Мария "разобралась", взяв его с собой в командировку на месторождение, где им пришлось "разруливать" очень сложный производственный вопрос. Успех зависел от слаженности действий. В результате молодой человек понял, что его босс - настоящая "железная леди" и профессионал, у которого есть чему поучиться. Так что к концу испытательного срока вопрос о перемене руководителя даже не возникал - "клуб джентльменов" превратился в эффективную команду.
"Сейчас многие западные компании используют в своей работе методики, основанные на EQ. На мой взгляд, интерес к ним будет возрастать и в российских компаниях, так как все больше бизнесменов сотрудничают с иностранными партнерами, открывают филиалы за рубежом", - рассказывает Вячеслав Максимов, руководитель проекта "Открытый университет коучинга".
  По его мнению, подходы, основанные на EQ, будут в основном использованы для совершенствования тренинговых методов обучения персонала, а также в области коучинга и консультирования по планированию карьеры для топ-менеджеров.
Стоит отметить, что в отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, эмоциональный интеллект развивается в течение всей жизни человека.

Уровни эмоционального интеллекта
· Низкий уровень - подавленность эмоциями. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, нередко вступает в конфликты с окружающими. Как правило, испытывает постоянное недовольство собой, склонен к депрессии, с трудом достигает поставленных целей.
· Средний уровень - управление эмоциями. Человек обладает внутренней дисциплиной, умеет управлять эмоциональным состоянием, планировать время. Обычно ему удается выстроить эффективную коммуникацию с окружающими и добиться профессиональных успехов.
· Высокий уровень - наблюдение за эмоциями. Человек испытывает всю гамму эмоций, но не является их рабом. Он осознает свои скрытые мотивы, понимает причины поступков других людей, четко знает, в чем заключаются его сильные и слабые стороны. Про такого человека говорят: "удается все, за что бы ни взялся".

Лидеры "с огоньком"
Тема эмоций особенно часто возникает тогда, когда открывается новое направление бизнеса или запускается сложный проект. В таких случаях на роль топ-менеджера подбирают не просто профессионала, но и сильную, яркую личность, с недюжинными организаторскими способностями, позволяющими сформировать команду и повести ее за собой. Все вместе эти качества входят в понятие харизмы, или эмоционального лидерства. Обладание харизмой подразумевает с одной стороны, богатый спектр эмоций, а с другой - умение ими управлять. Подобный тип лидерства помогает топ-менеджеру поддерживать максимальную производительность труда при минимуме ресурсов.
Знаменитая курьерская служба Federal Express в течение первых трех лет своей деятельности несколько раз была близка к банкротству. Но компании удалось выжить и приобрести международный статус за счет харизмы ее основателя, Фреда Смита.  Подчиненные готовы были идти за ним на любые испытания и лишения, лишь бы дело развивалось. Однажды Фред Смит убедил сотрудников заложить часы, чтобы погасить очередной краткосрочный займ. И ведь ему удалось совершить чудо: в 1983 году компания совершила самый быстрый в истории бизнеса взлет к миллиардным ежегодным доходам. Сегодня "Федерал Экспресс" - самая крупная в мире компания по срочной транспортировке грузов.
 "Как правило, успешные менеджеры блистают не в сфере планирования и финансов, а в области эмоциональных способностей. Они демонстрируют честность, уверенность в себе, эффективность общения и внушающее доверие поведение", - подчеркивает Вячеслав Максимов. Кстати, ученые Гарвардского университета утверждают, что значимость IQ для достижения успеха составляет не более 20%. Так что, мастерство современного менеджера в значительной степени зависит от уровня его эмоциональной компетентности.

Факты 
• Большинство соглашений в бизнесе лишь на 50% обоснованы экономическими расчетами, остальные - эмоциональными факторами.
• Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании оценивались по 20 компетенциям, из которых 17 являлись компетенциями эмоционального интеллекта. Те из директоров, кто более чем по 9 компетенциям получил результат "выше среднего", принесли компании за год на 1,2 млн. долларов больше дохода, чем остальные.
• Исследование компетенций более чем в 200 компаниях по всему миру показало, что разница в производительности труда между лучшими и худшими сотрудниками на 1/3 обусловлена техническими знаниями и "обычным" интеллектом (IQ), а на 2/3 - эмоциональной компетентностью.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru