Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Равнение на рынок


Алексей Москвич
Источник: Ведомости

Владельцы малых и средних компаний обычно имеют представление о стоимости их бизнеса. Производимые ими «точные» расчеты дают желаемую цифру. На вопрос, насколько эта цена адекватна рыночному спросу, следует малоубедительный ответ: «Может быть, найдется кто-нибудь».

Лет пять назад ко мне обратились владельцы магазина женской одежды европейской марки, расположенного в новом торговом центре. На руках у них был многостраничный отчет по оценке их бизнеса, красочно описывающий рост ВВП, доходов населения и огромные перспективы работающего всего полгода магазина. Авторы спрогнозировали постоянный рост дохода на бесконечную перспективу и вывели красивую цифру с шестью нулями. Тогда этот проект стал для меня сплошным мучением.

Владельцы малых и средних компаний обычно имеют представление о стоимости их бизнеса. Производимые ими «точные» расчеты дают желаемую цифру. На вопрос, насколько эта цена адекватна рыночному спросу, следует малоубедительный ответ: «Может быть, найдется кто-нибудь».

Ошибка кроется в игнорировании нескольких простых истин, основанных на опыте специалистов по оценке и продаже компаний. 1) В оценке бизнеса большую роль играет логика, умение анализировать информацию, интуиция и, если хотите, степень владения искусством достижения правильного (а не точного) результата. 2) Определяя цену, надо в первую очередь исходить из пожеланий инвесторов по срокам окупаемости вложений в тот или иной сегмент рынка. Как учит философия оценки, «богатых идиотов» не существует и не стоит их искать! 3) Стоимость бизнеса определяется по принципу текущего использования — никто не станет платить за перспективы.

За последние несколько лет в ведущих бизнес-брокерских компаниях наработаны базы данных по проведенным сделкам, что позволяет применять сравнительный подход при работе с предприятиями различных отраслей. Не составляет особого труда найти подходящие аналоги при оценке кондитерских, мебельных, полиграфических производств, кадровых агентств и многих других видов бизнеса.

Для тех случаев, когда найти сопоставимые объекты не представляется возможным, рекомендую учитывать пожелания потенциальных покупателей по срокам возврата вложенных средств. Сейчас на рынке купли-продажи действующих предприятий спрос опережает предложение. А запросы инвесторов таковы (показатели для различных отраслей могут колебаться в обе стороны): $300 000-500 000 инвестиций должны окупаться за 1,5-1,8 года; $600 000-800 000 — до двух лет, от $1 млн до $1,5 млн — максимум за 2,5 года. Причем предприятия торговли, общепита и сферы услуг оцениваются ниже, чем производственные предприятия со сходными финансовыми показателями. Конечно, случается, что стратегический инвестор руководствуется не только экономическими соображениями. Но это исключение только подтверждает правило «равняйтесь на рынок».

Автор — ведущий консультант компании «Гурус»


Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru