Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Рынок труда: регионы


Владимир Праворотов
Источник:

В наиболее крупных городах федеральных округов России сегодня отмечается продолжение роста спроса на специалистов в сфере услуг, а также сохраняется спрос на специалистов в IT-сфере. Вторая важная тенденция в регионах — привлечение московских и питерских руководителей высшего и среднего звена в регионы.

Общие тенденции

“К огда российская или особенно международная компания организовывает бизнес в регионе, то в первое время она старается утвердить во главе представительства руководителей из столицы, — рассказывает Анастасия Нащекина, руководитель региональных проектов компании Manpower. — А если речь идет о второстепенных городах региона (или федерального округа), то сюда приезжают руководить люди из крупнейшего города этого региона. Например, в Кемерово или в Алтайский край приедет топ-менеджер из Новосибирска. Правда, стоит сказать, что через пару лет эти компании предпочитают вырастить и поставить во главе регионального представительства местного менеджера. Но изначально там таких людей, как правило, нет”.

Если говорить о спросе со стороны работодателей, то в регионах сегодня особой популярностью пользуются специалисты в четырех основных сферах:

1) гостиничный и ресторанный бизнес. Это связано с тем, что многие города из “закрытых” превратились в “открытые”, например Новосибирск, Екатеринбург и т. д. Сейчас в них происходит бурное развитие крупных сетевых магазинов и больших сетей гостиниц и ресторанов. Развитие этой области бизнеса также повлияло на то, что в регионах стала ощущаться нехватка хороших тренеров для обучения персонала гостиниц и ресторанов. Например, в Екатеринбурге есть единственный вуз, где готовят официантов и служащих гостиниц, но уровень обучения не только не соответствует мировым стандартам, но и далек от общероссийских;

2) банковский и инвестиционный бизнес. “Многие международные компании начинают наращивать свое присутствие в регионах, — отмечает Анастасия Нащекина. — В ближайшие три года стоит ожидать настоящей экспансии. Причем спрос будет перемещаться от специалистов, продающих общие банковские услуги, к более узким специалистам, например продающим только инвестиционные продукты или обслуживающим только VIP-клиентов”;

3) IT-сфера. IT-специалистов не хватает не только в регионах, но и в Москве. Поэтому иногда узкоспециализированного профессионала привозят работать в центральный офис крупной компании в Москве. Тем более что в регионах есть крупные и известные вузы, которые готовят таких специалистов;

4) HR-сфера сегодня также переживает подъем. На топовые управленческие позиции сегодня в основном также приезжают люди из Москвы, которым предлагают очень привлекательные социальные пакеты (проживание, автомобиль, возможность часто летать в Москву). В ближайшие годы ожидается увеличение мобильности специалистов между регионами, например переезд специалистов из Самары в Мордовию или из Уфы в Ростов. По словам Анастасии Нащекиной, сегодня подобное наблюдается в США, где людей готовы возить из города в город в зависимости от того, где работает компания.

Владислав Быханов, руководитель департамента “Нефть и газ” хедхантинговой компании Cornerstone, считает также, что основной тенденцией за последние несколько лет можно назвать активное развитие производства в регионах: “5–7 лет назад руководящий состав региональных филиалов московских компаний был, как правило, представлен столичными специалистами: в регионы приглашались московские и петербургские генеральные директора, коммерческие директора, директора по продажам и закупкам. Непосредственно в регионе подбирался только инженерный персонал. Однако в 2002–2005 гг. процесс вхождения на региональный рынок несколько замедлился, а наибольшую активность приобрел процесс модернизации действующих компаний. Помимо управляющего персонала из столичного региона начали подбираться главные инженеры, специалисты по наладке оборудования и т. д. Подходящие же управленческие кадры начали свой рост и развитие и на местном рынке. Также начала намечаться тенденция увеличения размера компенсации региональных специалистов в сравнении с окладом столичных сотрудников”.

Карьерные перспективы

Интересно также посмотреть, в каких сферах молодых специалистов ждут наибольшие карьерные успехи. Анастасия Нащекина полагает, что самая перспективная область в регионах — это продажи. Лучше, если это продажи финансовых услуг. Еще лучше, если это продажи финансовых услуг в западных компаниях. В этом случае у людей, имеющих минимальную подготовку и опыт работы, есть максимальные шансы сделать карьеру в короткие сроки. Человек, пришедший на стартовую позицию в продаже банковских услуг, через 6–8 месяцев может претендовать на руководящую должность среднего звена. В продажах есть возможность быстро показать результат, чтобы тебя заметили.

В производстве карьерная динамика намного меньше. Хотя в перспективе она может вырасти, так как многие западные производства начинают активно строить в России свои заводы.

Нина Карелина, управляющий партнер КГ “Имикор”, считает, что в оценке карьерных перспектив целесообразно разделять компании на государственные структуры и коммерческие (российские и западные). “Госструктуры и коммерческие западные структуры близки тем, что у них достаточно жестко расписано, какой специалист и через какое время, после посещения каких курсов повышения квалификации, пройдя какой блок обучения, может подняться на другую ступень карьерного роста, также прописано и повышение заработной платы, — говорит Нина Карелина. — В российских коммерческих структурах, где жестко не прописаны время выработки и определенные зафиксированные нормативы, сотрудник может быстрее продвинуться по карьерной лестнице, поэтому здесь мы легко можем встретить то, чего никогда не будет ни в госструктуре, ни в западной коммерческой структуре, — директора по развитию в 29 лет, коммерческого директора в 25 лет и генерального в 21 год”.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru