Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Далеко и надолго



Источник: Headhunter Magazine

Достаточно часто сотрудники крупных компаний с разветвленной сетью филиалов ездят в служебные командировки. Как специалистам относиться к тому, что их постоянно отправляют в рабочие поездки? Мнения экспертов по этому вопросу расходятся, так как все зависит от типа командировки. Поэтому для одних частые служебные поездки - шанс получить повышение, а для других - главная причина смены работодателя

Командировка командировке рознь!

Руководство крупных компаний довольно часто отправляет своих сотрудников в командировки. Если организация уже имеет разветвленную региональную сеть, то ее специалисты ездят в краткосрочные командировки для контроля текущего состояния дел. Если же компания только начинает экспансию новых территорий и расширение рынка сбыта своей продукции – в продолжительные поездки для становления и развития бизнеса в регионе. Всегда ли такая поездка считается командировкой? Обратимся к Трудовому кодексу РФ, ст. 166: «Служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются». Минимальный срок нахождения сотрудника в служебной поездке нигде не установлен. Поэтому командировка может длиться и один день. Максимальный же ее срок определяется руководителем организации, но не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. А срок служебной поездки сотрудников, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, не должен превышать одного года. Что касается командировок за границу, то их сроки нигде не установлены.

Отношение к таким служебным поездкам неоднозначное. И дискуссия, развернувшаяся среди наших читателей в ответ на публикацию в «Энциклопедии карьеры» статьи «Командировки: ехать или оставаться?», тому подтверждение.

Если специалист хорошо зарекомендует себя во время командировок, у него появятся неплохие шансы в ближайшее время получить повышение.

С одной стороны, трудно не согласиться, что такие поездки могут способствовать карьерному продвижению сотрудника в компании, а также повысить его профессиональную стоимость. Ведь во время служебных поездок, так или иначе, накапливается опыт принятия самостоятельных решений различного рода задач и приобретаются навыки проведения переговоров на самых разных уровнях. А это, несомненно, способствует повышению квалификации любого специалиста.

Но, с другой стороны, так происходит далеко не всегда. «Командировки командировкам рознь», – заявляют менеджеры и специалисты, в служебные обязанности которых входят регулярные рабочие поездки.

Дмитрий Артюшкин, руководитель департамента по развитию персонала Донбасской топливно-энергетической компании, классифицирует командировки следующим образом:

  • из филиала компании (например из регионального представительства) в ее головной офис;
  • из главного офиса в филиал;
  • из филиала в филиал.

В зависимости от типа командировка может сыграть различную роль в развитии карьеры сотрудника.

Командировки в head-office

Такие командировки действительно могут способствовать профессиональному и карьерному росту. Сотрудник получает отличную возможность лично познакомиться с руководством компании, произвести впечатление высококвалифицированного специалиста. В будущем это может сулить ему весьма заманчивые перспективы.

Основные плюсы такого рода служебных поездок:

Когда человек часто бывает в командировках, руководство «меньше о нем помнит», не всегда учитывает его мнение при принятии решений, реже выдвигает его кандидатуру на повышение.
  • значительно увеличиваются шансы в достаточно короткие сроки получить повышение;
  • расширяется сфера влияния в компании, так как специалист становится одним из тех, кто достоверно осведомлен о текущем состоянии дел в филиалах;
  • у коллег и руководства формируется представление о таком сотруднике, как о человеке, способном к самостоятельной работе, что способствует повышению «веса» специалиста в компании;
  • накапливается опыт реализации стартап-проектов и решения разного рода нетипичных задач.

Если специалист хорошо зарекомендует себя во время командировок в центральный офис, у него появятся неплохие шансы в ближайшее время получить повышение.

Дмитрий Волков работает в Huawei Technologies на протяжении шести лет. Начинал он менеджером по продажам в региональном представительстве компании (г. Ростов-на-Дону). Командировки входили в круг его функциональных обязанностей и занимали до 50% рабочего времени. В служебные поездки его направляли в основном на юг России, но один-два раза в месяц Дмитрий ездил в Москву, в главный офис российского представительства компании. Здесь он предоставлял руководству отчет о проделанной работе, проходил обучение, а также заводил полезные деловые связи. Через некоторое время компания открыла еще один филиал в Южном федеральном округе – в г. Краснодаре. Дмитрию предложили перейти туда с повышением и должности, и заработной платы. Сейчас он занимает позицию заместителя директора этого филиала.

Командировки в регионы

Очень часто работа в компаниях с широкой филиальной сетью связана с необходимостью именно таких поездок. «Для профессионального развития командировки, безусловно, полезны, так как помогают человеку из головного офиса лучше понять ситуацию в регионе, а специалисту из региона – разобраться в нюансах спускаемых „сверху“ политик и процедур, обменяться опытом с коллегами», – рассуждает Марина Куликова, консультант кадровой компании AVANTA Personnel.

В большинстве случаев командировки данного типа служат двум целям:

  1. Передать/перенять знания и опыт.

    Приведем пример. Крупная компания открывает в регионе филиал, на этапе стартапа туда будут отправлять опытных сотрудников из головного офиса для того, чтобы они обучали местный персонал корпоративным стандартам работы, техникам, методикам и так далее.

    Или наоборот. В одном из региональных представительств компании резко возросла прибыль в результате применения ноу-хау, разработанного местными работниками. Руководство центрального офиса отправляет в филиал сотрудника с целью разузнать об этом как можно больше, перенять опыт.

  2. Проверить работу в региональных представительствах.

    Например, компания видит, что в одном из ее региональных представительств резко ухудшились финансовые показатели. Скорее всего, руководство отправит одного из компетентных специалистов с «ревизорской» целью в этот филиал.

«Наивно думать, что за счет командировок в филиалы компании вы поднимете свой рейтинг в глазах руководителя», – заявляет Дмитрий Артюшкин. В чем же главные минусы служебных поездок данного типа?

  • «ценного» работника руководитель не готов отпускать надолго – такой сотрудник нужен на своем месте;
  • чем реже специалист общается со своим линейным руководителем, тем длинней становится между ними дистанция;
  • нередко в регионы отправляют людей как в «ссылку»: «нет человека – нет проблемы».
Согласно ТК РФ, в командировку может быть направлен только сотрудник, с которым у компании заключен трудовой договор.

Елена Дягилева работает менеджером по рекламе в одном крупном издательстве. Она отличный «продажник», и начальство наблюдает постоянный рост эффективности ее работы. Однако Елена – заядлая спорщица. Даже понимая, что неправа, она никогда не признает этого, а будет доказывать свою точку зрения до последнего. Ее непосредственного руководителя это злит и порой выводит из себя. Поэтому он пользуется любой возможностью, чтобы отправить непокорную сотрудницу в командировку – будь то выставка в Казахстане или форум в Калининграде.

«Периодически от кандидатов мы слышим рассказы о том, что о специалистах „забывают“. Когда человек часто бывает в командировках, руководство „меньше о нем помнит“, не всегда учитывает его мнение при принятии решений, реже выдвигает его кандидатуру на повышение, – перечисляет минусы данного типа командировок Марина Куликова. – Но, на мой взгляд, это говорит лишь о том, что сотрудник не смог адекватно представить тот опыт и знания, которые он приобрел, а руководитель не увидел, что специалист дорос до повышения».

Командировки из одного филиала в другой

«Данный тип командировок также не приводит к карьерному взлету, – считает Дмитрий Артюшкин. – Исключением является только стартап-проект: когда за короткий срок сотруднику поручено запустить работу филиала».

Плюсы такого рода командировок:

  • получение опыта в процессе реализации стартап-проектов, который пригодится впоследствии;
  • более тесное знакомство со своими коллегами из регионов, налаживание связей, которые также могут в дальнейшем оказаться очень полезными.

Минусы:

  • как правило, размер оплаты труда не соответствует энергетическим и эмоциональным затратам на выполнение порученного объема работы;
  • служебная командировка такого типа может затянуться – и даже более чем на предписанные законом 40 дней; вас могут попросить вернуться на один день, а потом снова отправить в очередную командировку. Запреты на подобные действия нигде не прописаны, ведь формальные требования будут соблюдены.

«В моей практике встречается довольно много кандидатов, которым приходится вести „кочевой образ жизни“. Часто их основная мотивация поиска новой работы – желание избежать или свести к минимуму количество командировок», – рассказывает Марина Куликова.

Уезжая, не забудьте...

При рассмотрении предложения о работе, связанной с частыми служебными поездками, кандидат должен максимально подробно выяснить у работодателя все нюансы: условия проезда и проживания, размер суточных, попытаться оценить, в первую очередь, свои возможности и предусмотреть все сложности, которые могут возникнуть в командировках!

Так, Дмитрий Волков не скрывает, что в командировки в Китай, где располагается главный офис Huawei Technologies, готов летать хоть каждый месяц. «Как правило, в таких поездках я сопровождаю клиентов компании, поэтому руководство не скупится, – рассказывает Дмитрий. – Мы живем в лучших отелях, питаемся в шикарных ресторанах, нас возят в дорогих машинах. А вот сотрудники нашей службы техподдержки ездят в командировки другого рода... Во-первых, длятся они у них до полугода. А во-вторых, эти поездки явно отличаются еще и уровнем материального обеспечения».

Чтобы сложностей и трудностей возникало как можно меньше, перед отправлением в служебную поездку стоит узнать у руководства – в чем конкретно заключается служебное задание. Причем желательно сделать это не только в устной, но и в письменной форме.

Согласно ТК РФ, в командировку может быть направлен только сотрудник, с которым у компании заключен трудовой договор. Соответственно, если с работником заключен договор подряда или иной гражданско-правовой договор, его служебные поездки командировками считаться не будут. Следовательно, все гарантии при направлении специалистов в служебные командировки: сохранение места работы (должности) и среднего заработка, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, – работодатель может не соблюсти. Спорные вопросы, а порой и конфликтные ситуации, возникающие между сотрудниками и работодателями по поводу командировок, к сожалению, далеко не редкость.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru